Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

го причин: нестерпимая изнуряющая жара и влажность в этих местах, нечеловече­ ский ручной труд строителей, различные эпидемии. Никто, вероятно, не подсчи­ тал, сколько было прорублено и вынуто скального грунта в этой неприступной горной местности. В 1894 году строительная компания разорилась и продала концессию США. Канал начали, вернее, продолжили строить американские и многочисленные дру­ гие большие и малые компании и фирмы. Это строительство продолжилось в нача­ ле нового века. В противоположность Суэцкому каналу, строительство которого продолжа­ лось всего 10 лет, с 1859 по 1869 годы, здесь строительные работы осуществлялись в иных условиях и другими темпами. Прошло 35 лет (1879— 1914 годы), прежде чем по вновь созданному каналу прошло первое морское судно. А официально Панам­ ский канал был открыт для международного судоходства только в 1920 году, то есть через 40 лет после начала подготовительных мероприятий к строительству. За этот период тут обанкротилось и разорилось множество компаний, погибло ог­ ромное количество строителей, в основном негров, индейцев, метисов. Ну, это уже далекая теперь история. А мы, пройдя ночью первую подъемную систему трех шлюзовых камер, подня­ лись на озеро Гатин и около трех часов утра встали на якорь в ожидании дальней­ шей проводки. В 6 часов с прибытием на борт очередного канального лоцмана снялись с якоря и последовали далее на северо-запад в сторону Атлантического побережья. За два часа миновали «спускной» трехступенчатый шлюзовый комп­ лекс Гатин локс и, пройдя шестимильный канальный участок, вошли в бухту Ли­ мон, где встали на якорь на рейде в ожидании предстоящей бункеровки и других текущих дел. Начался очередной жаркий во всех отношениях тропический день, хотя неко­ торое напряжение спало. Благополучно и успешно миновали очередной весьма се­ рьезный рубеж межокеанских путей — Панамский канал. На это ответственное ме­ роприятие потребовалось ровно полсуток, хотя в рекламных проспектах админис­ трации канала указывается время на транспортный проход 9 часов. Но тут некоторый разброс по времени неизбежен — это сложный, очень оживленный транс­ портный конвейер. Теперь вышли на стартовый перекресток атлантического перехода. Настрое­ ние у моряков спокойно-приподнятое — уже недалеко и до дома! Всего лишь Ат­ лантический океан. А его мы пересекали не раз и не два, летом, осенью, зимой, вдоль, поперек и по диагонали — это уже традиционно наши пути! А после мартов­ ского труднейшего перехода через Великий Тихий океан Атлантика представляет­ ся почти домашней. Стоянка на рейде порта Кристобаль подходит к завершению. Капитан плани­ ровал сниматься из этого порта в семь часов вечера. Расчет был обоснован и выве­ рен — дать возможность морякам в рабочее время побывать на берегу в две смены, часа по три-четыре. За это время нужно получить топливо, воду, оформить необхо­ димые документы с агентами и вечером уйти в море. Но панамцы (моряки смеются: точно, как кубинцы!) расстроили вторую часть моего плана. Вместо заказанных 450 тонн топлива привезли 405?! Извините, гово­ рят, перепутали, мы сейчас быстро сходим, доберем топлива и привезем. Быстро только на словах, а реально потеряли 4 часа. В результате изготовились к отходу только к полуночи. А тут еще стармех подзуживает: «Завтра тринадцатое! — надо 353

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz