Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

щий в бессмысленной ярости океан. Дело даже не в том, что он порою действитель­ но пугающе грозен. Для современных мощных океанских кораблей, управляемых опытными моряками, океан практически в любом состоянии особой опасности не представляет. Он просто бывает отвратителен своим хаотическим разгулом, тупым растрепанным видом, воем ветра и каким-то удручающим, отталкивающим одно­ образием, особенно ночью. Разумеется, тут все изменчиво. В тихую, ясную, теплую погоду океан восхитительно привлекателен, когда под солнцем или луной перели­ вается дивными красотами и неуловимо красочными оттенками. 11 апреля вечером «Анатолий Ляпидевский» вошел на рейд панамского порта Бальбоа. Основные события, связанные с подходом, начали развиваться к концу рабочего дня. Первым на связь выходит судовой снабженец и к моему удивлению на великолепном русском языке докладывает: «Товарищ капитан, к вам на борт придет пайлот, и вы пойдете транзитом в канал». Вот так ныне у нас. На переходе в Канаду о предстоящих мероприятиях с приходом в порт информировал первым тоже шипчандлер с оригинальной русской фамилией Лежебоков! А агенты и там и тут молчат. Представители всевозможных агентств тоже предпочитают не высовы­ ваться, особенно, когда события начинают развиваться не в соответствии с намере­ ниями и пожеланиями моряков. Да, что ни говори, а тут не Сингапур и не Япония — здесь Центральная Америка! После постановки на якорь на борт явились карантинный инспектор, яркая, симпатичная панамка, и инспектор — представитель администрации Панамского канала. Начали проверку различных документов для разрешения на право прохо­ да каналом. Судно впервые собирается совершить проход, поэтому проверка всех документов серьезная и дополнительных вопросов много. Однако все прошло бла­ гополучно — никаких претензий или замечаний по документам к судовой админи­ страции нет. И вот мы идем к каналу. На траверзе города Бальбоа «нырнули» под первый мост. На борт поднялась бригада швартовщиков — 12 молодцов — «все в крапин­ ку». Старпом шутливо сокрушается: «Вот бы нам на палубе столько рабочих рук!». Да, уважаемый Михаил Григорьевич, бывали на флоте славные времена, когда именно столько матросов находилось на больших, океанского плавания судах. Уже после 10 часов вечера входим в первый шлюз канала Мирафлорес. Вошли, ошвартовались. Ну и что же? А ничего — шлюз как шлюз. Мы таких шлюзов на Сивэе пятнадцать штук проходили десятки раз туда и обратно на пути от Монреа­ ля на Великие озера. При стоянке на якоре на озере Гатин суда, как правило, пополняют запасы топ­ лива, провизии, пресной воды. А при дальнейшем движении в сторону Атланти­ ческого океана суда проходят это озеро, входят в трехступенчатую систему шлю­ зов Гатин локс и как бы скатываются вниз с перешейка последовательно через три камеры на уровень поверхности Атлантического океана. Если точнее, то в бухту Лимон Карибского моря, где расположен атлантический входной порт Панамско­ го канала Кристобаль. Длина этого пути, или ширина Панамского перешейка, со­ ставляет более 70 километров, это примерно 40 миль по прямой. Расстояние не­ большое, но далось оно когда-то строителям канала очень нелегко. Панамский канал, безусловно, сооружение международного масштаба, мощ­ ное инженерное предприятие, стоившее колоссального труда, немалых человече­ ских жертв и огромных финансовых средств. Когда судно проходит по участкам канала, буквально прорубленного в мощных скалистых кряжах горного хребта, 351

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz