Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
мом разбросало. Но все же обошлось без трагических последствий — все собрались на устье Кулоя. Однако потрепало крепко. Разговорам, воспоминаниям, расспросам нет конца, благо дорога морская пока легкая. А время к обеду, солнце уже меж Русским и Шелоником — юго-запад. Вете рок чуть посвистывает. Хорошо идут карбаса. Пора обедать. На морском переходе в открытом беспалубном карбасе какие уж там обеды водить. Небольшой костерок в коргу (в носовой части судна) со всеми предосто рожностями на железном листе соорудили. В общем, дело-то нехитрое: хорошая крупяная похлебка с мясом — солониной, да сметаной, крепкий чай с домашними подорожниками — удобный случай женкиными или мамкиными деликатесами блеснуть. Пироги да кулебяки рыбные, шаньги да колобки — все сдобное, на сме тане — во рту тает! Вот и обед — всего довольно пока. Все домашнее, свежее, пита тельное, да еще с яркими воспоминаниями. Вода пошла на прибылую (прилив). Скорости приливного течения в Мезен ском заливе устрашающие, особенно в начальный период. Вода с Баренцева моря рекой валит в залив, только что назад не несет. Ветер попутный, хотя и очень мед ленно, но продвигает вперед. А коли попадешь на таком приливе еще и под встреч ный свежий ветерок, может порядочно отнести назад. При хорошей погоде, быва ло, и на якорях отстаивались часа три—четыре, пока основной приливный вал не прокатится в верх залива. Вечером ветер стал заходить к востоку, задержка в движении неминуема. Вол ну большую не прибавит. Однако ветром... управляют свыше!.. Тут ничего не по делаешь — надо подстраиваться под обстоятельства. Другое дело, что летом пого да легче, переменчивее — к утру все может измениться и в любом направлении. А пока флотилия, грациозно покачиваясь на легкой летней волне, начала заби рать круче к ветру — поближе к берегу. Там будет легче, если ветер к утру засвеже ет. Благоразумие и опыт подсказывают, что на ночь глядя, при отжимном ветре нужно по возможности под берегом держаться. Тем более, что с попутным течени ем можно хорошо продвинуться вперед. Ночь больших изменений не принесла, но суда изрядно разметало в разных направлениях. Этот факт, кстати, лишний раз показывает уровень судоходного искусства кормщиков — умение выжимать парусами у ветра все возможное, а иногда и невозможное. Правда, тут и ходкость судна большое значение имеет. Восточный ветер дул ровно, устойчиво, но все же был довольно свежий. Про двигались вперед медленно, а днем и вовсе вынудило покосить — идти галсами. Под вечер на малой воде стали один за другим подходить к Конушинской корге. Около полуночи все карбасы, идущие на Конушин, были на месте. Северная груп па — девять карбасов — пошла мористее в обход Конушина, проложив курс прямо на Тарханов. Для них восточный ветер был не так крут и, используя отливное тече ние, карбаса ходко продвигались на север — северо-запад, имея на видимости Канинский берег. Да, им еще бежать и бежать — почитай, сутки. А на Конушинской корге роскошное летнее утро. Легкий восточный ветерок чуть перебирает рябь на водных просторах. В бухте под крутым, обрывистым бере гом почти штиль. После непродолжительного, но спокойного берегового отдыха и плотного завтрака промышленники дружно принялись за работу. Прежде всего необходимо осмотреть жилье — промысловые избы барачного типа. Они еще мог ли кое-как прикрывать от ветра и дождя, но нуждались в серьезном обиходе и при борках. Уже после этого можно начинать выгрузку из карбасов — что куда и как распределить. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz