Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Он замедлил ход, почти уравнялся с нами и продолжает буйствовать и трепать. По анализу карты скорость ветра более 50 узлов, это за 25 метров в секунду, высота волны 26 футов, или около 9 метров. Если радиус урагана 800 миль, то мы нахо­ димся примерно в 500 милях от центра. 16 марта продолжаем спускаться на юго-восток в попытке уйти подальше от приближающегося с запада очередного шторма, хотя бы частично избежать «ло­ бовой» встречи со штормовой депрессией. Неспокоен, скорее мрачен и сердит «де­ душка» Тихий океан. Пустынно вокруг, только два-три дымчатых альбатроса, «ски­ тальцы морей», легко и изящно парят, будто плывут в воздухе рядом с верхним мостиком. Замечательные птицы, удивительные создания природы. Когда они не летят в обычном смысле слова, а буквально «висят» в воздухе, создается впечатле­ ние, что это вовсе и не живые птицы, а модели, призраки. У них тонкое, изящно вытянутое тело, но большие, точнее длинные, неширокие крылья. Вся фигура в по­ лете исполнена легкости и очаровательной стремительности. Они замечательно приспособлены к парению в воздухе и, кажется, многие часы могут не шевельнуть распластанными крыльями. Но вдруг, неожиданно, используя струю воздушного потока, резко «отваливают» в сторону, вверх или устремляются вперед, будто ис­ пользуя дистанционное управление. Альбатросов много в Южной Атлантике и практически нет в северной части Атлантического и в Индийском океанов. Внимательно присматриваюсь к Великому океану. Вот он снова начинает ме­ няться, но, к сожалению, опять не в лучшую сторону. Сгущаются облака, тяжелеет небо, насупился океан. Ветер свежеет, свистит в снастях, водная хлябь начинает сердито ворочаться, катится крупная беспорядочная зыбь. Теперь «Анатолий Ляпидевский» идет со свежим попутным ветром и бортовой волной, словно легендарный клипер. Весь в пене и брызгах, уверенно отсчитывает узлов по пятнадцати, степенно переваливаясь с борта на борт и почтительно кла­ няясь носом океану. Волна пока не настолько высока, чтобы «заглядывать» на вер­ хнюю палубу — судно в балласте, соответственно, надводный борт сравнительно высок. Но сорванные, клубящиеся гребни отдельных валов, брызги, пена летят бес­ прерывно. Судно, словно чувствуя серьезность ситуации, упорно стремится впе­ ред, размашисто подминая волну. «Оно умное, все понимает, только сказать не может!», — говорил о своем паруснике один старый капитан. Миновала еще одна тревожная, штормовая ночь, а с утра погода стала улуч­ шаться. Ветер южный 6—7 баллов, волнение 5 баллов, крупная остаточная зыбь от северо-запада. Переменная облачность, сравнительно тепло — +20°, ход 14 узлов. Идем на восток, к западному побережью Америки. Сегодня наши добрые спутники по морским странствиям альбатросы почему- то стали один за другим садиться на воду. Раньше я этого никогда не замечал и удивлялся, что они неделями неутомимо парят в воздухе рядом с судном. Видно тоже устали — далеко от берегов — почти в центре Великого океана. А вахтенный матрос Коля Иванов важно изрек: «Чайка села в воду — жди моряк хорошую пого­ ду!». Ну что же, хотя и не чайки, но все же ... Получили новую карту погоды японского гидрометеоцентра с анализом ситуа­ ции. Неплохая информация: «отскочили» мы от опасной зоны циклона. А если объективно, то скорее, он от нас неожиданно двинул на север. Естественно, и мы, уходя на юго-восток, помогали разбежаться. Тщательно проанализировав пути циклонов, время и сроки их действия в окрестных районах океана, решили повора­ чивать на Ванкувер и увеличивать ход до максимального — пора! Нужно подойти к побережью Канады до того, как нас догонит очередной, зародившийся вчера цик­ лон около Корейского полуострова. Путь циклона от азиатского материка до 342

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz