Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Шусталом постоянно держит под контролем крепления судовых устройств: шлю­ пок, грузовых кранов, люковых закрытий, водонепроницаемых дверей — ни мину­ ты отдыха. Все скрипит, напрягается, грозит сорваться с мест со штатных крепле­ ний при запредельных накренениях судна с борта на борт. Океан без конца и края — штормовой, жестокий, беснующийся. Когда судно идет по европейским морям или в Арктике, связь с землей, своеобразное ощущение ее где-то рядом действует успокаивающе: там берег, люди, если вдруг что ... А вот при длительном океанском плавании, особенно в тяжелых штормовых условиях, в душе каждого моряка поселяется некое сложное, смутное, не всегда ясно осознан­ ное чувство глухой тревоги, опасения. Человек не альбатрос и не чайка — чувство опасности на море, а тем более в океане, свойственно каждому. Вероятно, поэтому в дальних плаваниях, длящихся непрерывно недели и меся­ цы, люди инстинктивно стремятся к общению, к взаимопониманию, становятся внимательнее, добрее друг к другу. И вполне понятно желание вахтенного штурма­ на, механика, боцмана, матроса о чем-то доложить, спросить, иногда высказать свое мнение. Им важно убедиться, что капитан слушает, разделяет или, по крайне мере, активно реагирует на их обращения — есть деловой и психологический кон­ такт. Вопросы, заботы и тревоги моряков понятны. Вот показательный пример. «“На сию” до Ванкувера осталось 3650 миль», — объявляет по трансляции в ежедневной информации вахтенный помощник. Расчет несложный, анализ элементарный. При самых благоприятных условиях плавания по 300 миль в сутки, придется еще 12 суток «кувыркаться» в океане. Уже четверо суток идем, трудно, медленно, а впереди еще минимум двенадцать?! А там от Кана­ ды до дома еще более 30 океанских суток. Хочешь — не хочешь, а поводов для размышлений более, чем достаточно. Да, а штормовая «трепка» в океане была по высшему разряду. Капитан почти сутки непрерывно на мостике: невозможно спуститься вниз даже на короткое вре­ мя. Удерживаться на прежнем курсе невозможно — заваливает за 40° на борт. Ве­ тер 26—30 метров в секунду, волна 8—10 метров. Северо-восточный циклон углу­ бился и идет традиционно, чуть удаляясь центром от нас к северо-востоку. Два дру­ гих идут со скоростью около 20—25 узлов. А вечером на карте погоды они уже объединились в одну обширную углубляющуюся депрессию. Скорость их движе­ ния немного уменьшилась, но все же догоняют нас. Значит, в ближайшие двое-трое суток следует снова ожидать жестокого шторма от запада. Изменили курс на юг, скорость 2 узла, судно управляется с большим трудом. Огромные, предельно раз­ машистые волны и резкий крен. Моряки утверждают, что такого шторма на этом судне еще не встречали. Ну что же, вот и встретили. Следующие сутки упорная схватка со штормовым океаном продолжается. Наконец, ночью как будто полегчало. Пока не очень понятно, но что-то стало ослабевать — ветер, волна или то и другое, в ночной круговерти труд­ но сосредоточиться. Попробовали лечь курсом 80° на Ванкувер — не получается, «закладывает» за 40° на борт, люди из коек вываливаются. Снова легли носом против волны, чтобы дать морякам хоть несколько часов (до рассвета) относительной передышки. Уста­ ли люди, однако держатся молодцами. Еще одно утро — хмурое, штормовое. Океан продолжает грохотать во всю свою безобразную мощь. Нигде ни судна, ни земли — безбрежная штормовая стихия. За ночь практически ничуть не продвинулись вперед. А циклон раскинулся с севера на юг на 1800 миль (это около 3500 километров) и с запада на восток почти 800 миль. 23 — 1664 341

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz