Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
гарский пролив разделяет главные Японские острова: северный Хоккайдо и цент ральный, самый большой, Хонсю. А вот наш пролив Санникова разделяет север ную и южную группы Новосибирских островов. Сангарский пролив имеет протяженность около 60 миль, наименьшая ширина порядка 10 миль. Как транспортная магистраль никаких сложностей для современ ного мореплавания не представляет, кроме великого множества рыболовных и кабо тажных судов. Примерно на середине протяженности пролива функционирует паро мная переправа: Хакодате (южный берег Хоккайдо) — Аомори (северный берег Хон сю). Движение довольно интенсивно, но при хорошей видимости проблем нет. Во времена Русско-японской войны здесь блистательно пролетали российские крейсера дальневосточного отряда «Россия», «Громобой» и «Рюрик», наводя ужас на японские коммуникации. Последний из них «Рюрик» впоследствии геройски погиб во время неравного боя отряда с целой крейсерской эскадрой японского флота. Эти отважные походы наших легендарных крейсеров, мужество и отвагу их коман диров и экипажей проникновенно описал русский писатель В. С. Пикуль в романе «Крейсера». Стемнело. По берегам пролива на Хоккайдо и Хонсю появилось множество ярких огней в японских поселениях и городах. А берега тут плотно заселены и не плохо обжиты. Это, в первую очередь, большие города и порты Хакодате, Аомари, Муророн, Самани, Кусиро, Мисеюайя, Охама и многие другие. Под Сангарским проливом проходит подземный тоннель под названием Сэйкан, который, по всей видимости, является грандиозным сооружением. Его протяженность 54 километра; он соединил двухъярусной железной дорогой Хакодате и Аомари. У японцев про сто какая-то тоннелемания. Многочисленные тоннели проложены через проливы, перевалы, огромные горные хребты. Безусловно, это не самоцель, а выгодное со кращение транспортных путей. Например, до сооружения тоннеля железнодорож ный состав от столицы острова Хоккайдо города Саппоро (зимняя Олимпиада 1972 года) до Токио проходил за 20 часов, а после сооружения тоннеля сверхскоростной экспресс находится в пути 5 часов! А мы запишем для памяти: «Сего числа в 19.00 теплоход “Анатолий Ляпидев ский” вышел в Тихий океан». Как сказал когда-то известный поэт: «.. .Великая Рос сия пред собою увидела Великий океан!». Мы вышли из Сангарского пролива в океан и, постепенно склоняясь к югу, направились к порту Хачинохе. Океан вели- чественен и спокоен, только чуть заметная зыбь без определенного направления. Предстоит познакомиться еще с одним портом, теперь уже на восточном тихо океанском побережье Японии. После полуночи подошли на внешний рейд и встали на якорь — тихо, мирно, никому ничего докладывать не нужно — зачем? Те, кому полагается знать о нашем приходе, знают, что мы 8 марта к 7.00 будем на рейде, готовыми ко входу в порт, — они не сомневаются в этом. А больше мы никого тут не интересуем — мы за границами порта и этого достаточно, чтобы о нас никто не вспомнил. Порт Хачинохе почему-то на наших картах нанесен под названием Хатинохе. Расположение на самом берегу Великого океана обусловило и его оборудование, а также и безопасность. Гавань защищают многочисленные дамбы и волноломы. Поразительно, сколько на все затрачено сил и средств. Посещая многочисленные порты на всех континентах, я нигде не видел таких могучих защитных сооружений. Но понятно, иначе нельзя. Бухта, а если точнее, то небольшая излучина берега, зак 336
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz