Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

гарский пролив разделяет главные Японские острова: северный Хоккайдо и цент­ ральный, самый большой, Хонсю. А вот наш пролив Санникова разделяет север­ ную и южную группы Новосибирских островов. Сангарский пролив имеет протяженность около 60 миль, наименьшая ширина порядка 10 миль. Как транспортная магистраль никаких сложностей для современ­ ного мореплавания не представляет, кроме великого множества рыболовных и кабо­ тажных судов. Примерно на середине протяженности пролива функционирует паро­ мная переправа: Хакодате (южный берег Хоккайдо) — Аомори (северный берег Хон­ сю). Движение довольно интенсивно, но при хорошей видимости проблем нет. Во времена Русско-японской войны здесь блистательно пролетали российские крейсера дальневосточного отряда «Россия», «Громобой» и «Рюрик», наводя ужас на японские коммуникации. Последний из них «Рюрик» впоследствии геройски погиб во время неравного боя отряда с целой крейсерской эскадрой японского флота. Эти отважные походы наших легендарных крейсеров, мужество и отвагу их коман­ диров и экипажей проникновенно описал русский писатель В. С. Пикуль в романе «Крейсера». Стемнело. По берегам пролива на Хоккайдо и Хонсю появилось множество ярких огней в японских поселениях и городах. А берега тут плотно заселены и не­ плохо обжиты. Это, в первую очередь, большие города и порты Хакодате, Аомари, Муророн, Самани, Кусиро, Мисеюайя, Охама и многие другие. Под Сангарским проливом проходит подземный тоннель под названием Сэйкан, который, по всей видимости, является грандиозным сооружением. Его протяженность 54 километра; он соединил двухъярусной железной дорогой Хакодате и Аомари. У японцев про­ сто какая-то тоннелемания. Многочисленные тоннели проложены через проливы, перевалы, огромные горные хребты. Безусловно, это не самоцель, а выгодное со­ кращение транспортных путей. Например, до сооружения тоннеля железнодорож­ ный состав от столицы острова Хоккайдо города Саппоро (зимняя Олимпиада 1972 года) до Токио проходил за 20 часов, а после сооружения тоннеля сверхскоростной экспресс находится в пути 5 часов! А мы запишем для памяти: «Сего числа в 19.00 теплоход “Анатолий Ляпидев­ ский” вышел в Тихий океан». Как сказал когда-то известный поэт: «.. .Великая Рос­ сия пред собою увидела Великий океан!». Мы вышли из Сангарского пролива в океан и, постепенно склоняясь к югу, направились к порту Хачинохе. Океан вели- чественен и спокоен, только чуть заметная зыбь без определенного направления. Предстоит познакомиться еще с одним портом, теперь уже на восточном тихо­ океанском побережье Японии. После полуночи подошли на внешний рейд и встали на якорь — тихо, мирно, никому ничего докладывать не нужно — зачем? Те, кому полагается знать о нашем приходе, знают, что мы 8 марта к 7.00 будем на рейде, готовыми ко входу в порт, — они не сомневаются в этом. А больше мы никого тут не интересуем — мы за границами порта и этого достаточно, чтобы о нас никто не вспомнил. Порт Хачинохе почему-то на наших картах нанесен под названием Хатинохе. Расположение на самом берегу Великого океана обусловило и его оборудование, а также и безопасность. Гавань защищают многочисленные дамбы и волноломы. Поразительно, сколько на все затрачено сил и средств. Посещая многочисленные порты на всех континентах, я нигде не видел таких могучих защитных сооружений. Но понятно, иначе нельзя. Бухта, а если точнее, то небольшая излучина берега, зак­ 336

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz