Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
та. Дочь прилетела из Ленинграда в гости к маме-бабушке. Жена, конечно, рада и счастлива — любимый внук к бабушке приехал! Понимаю, я тоже рад, что вся се мья (кроме отца и деда, разумеется) собралась на день рождения хозяйки! Сегодня в нашей дружной счастливой семье праздник! Время и события несутся вскачь. Скоро половину Японии обогнем. Вот уже стоим под выгрузкой в третьем японском порту, а всего наше пребывание в стране продолжается 10 суток. На рейд порта Тояма пришли в 7 часов утра, а через два часа уже стояли на швартовах у причала. В порту кроме нас стоят еще 4 советские судна из Петропавловска, Холмска и Владивостока, все с лесом. Здесь грузчики работают с 8 часов утра до 18 часов, то есть одна десятичасовая смена, правда, с двумя приличными перерывами. Наверное, не очень удобный ре жим. Европейцы стараются начинать работу пораньше, не позднее 7 часов утра, до предела сокращают перерывы и уже в 15—16 часов заканчивают смену. Но в каж дой стране свои резоны относительно рабочего режима, тем более в далекой и обо собленной Японии. Здесь вообще много своеобразного, оригинального. Эта стра на все же довольно закрытая, если не сказать загадочная. Это не Германия, Италия, Франция, Канада и даже Мексика — тут многое «не так»! А тем временем над Страной восходящего солнца вставало дневное светило. Начинался новый весенний день: утро веселое, солнечное, очень освежающее. Над гаванью тишина, покой. Суда будто дремлют после тяжелых океанских плаваний. Японцы не спеша подтягиваются на причалы порта. В основном едут на машинах, кое-кто на велосипедах, наверно, живут неподалеку. В порту нет и в помине каких- либо заборов, проходных и прочих причуд европейского изобретения. Даже как- то в сознании не укладывается — в японском порту и забор... зачем, для кого, точнее, от кого?! Днем сходил на берег, погулял по городу, точнее, по пригороду Тоямы. По на шим аналогам это что-то вроде Росты в Мурманске или Соломбалы в Архангель ске. Почему-то со временем все чаще приходят воспоминания далеких лет: Архан гельск, Соломбала, Мезень — родные поморские края. Вероятно, потому что не большие портовые города, приморские территории Германии, Норвегии, России и даже Японии имеют какие-то еле уловимые сходства: приморский дух, занятия на селения — рыбные промыслы, много промысловых судов, рыбоперерабатываю щие предприятия... Что касается самого города Тояма, то прежде всего невольно отмечается боль шая скученность. Домики в основном двухэтажные. На первых этажах домов мно го небольших магазинов, торговых лавок. Торговля очень оживленная, понятно, частная. Магазинчики опрятные, оформлены со вкусом не в пример «торговым точкам» Италии, Сирии, Турции и даже Антверпена или Роттердама. Товары хо рошего качества, по крайней мере по внешнему виду, но цены высокие. А где в мире мы встречали магазины с низкими ценами? Нет таких магазинов, портов, го родов, стран, нет и вероятно не будет. Различных продуктов, овощей, фруктов, зе лени, рыбы свежей, живой, крабов, креветок, других морепродуктов диковинных форм и размеров — что называется, «на каждом углу». Естественно, нет никакой заботы купить, главная проблема — продать! 6 марта к концу рабочего дня закончили отгрузку 2300 тонн удобрений и сня лись из Тоямы в следующий порт (это уже будет четвертый) Хочинохе. А спустя сутки, вошли в пролив Цугару. Ну а если по-русски, то это Сангарский пролив. Как хорошо звучит: Сангарский! Напоминает и название, и обстановку (разумеет ся, летом!) пролива Санникова. Только очень уж далеки они друг от друга. Сан- 335
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz