Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Сотрудница агентства угостила замечательным чаем с молоком и сахаром. Я тут понял, почему они не очень охотно, как европейцы и арабы, пьют кофе на судне. Японцы пьют кофе и чай тоже с молоком. Я их угощаю, не мудрствуя лука­ во, черным кофе. А они попросить молока, вероятно, стесняются — примечай, ка­ питан! Ну, хорошо, будут вам впредь и чай и кофе с молоком. Этим продуктом не бедны — с удовольствием! Офис агентства — помещение довольно просторное, хорошо обставленное, в котором сидят 3—4 клерка. Каждый занят своим делом и в «чужие» разговоры от­ нюдь не ввязывается, если, конечно, не спрашивают коллеги или посетители. Все прилично и по-служебному, по-деловому строго, спокойно. Город-порт Убе широко раскинулся по берегам бухт и моря, но такое впечатле­ ние, что порт и судоходство не являются определяющими отраслями города. И все же трудно определить, особенно чужеземцам, что тут главное: торговля, рыболов­ ство, промышленность — не знаю. Вероятно, все отрасли в меру сил активно вно­ сят вклад в экономику города. В этой стране отчетливо чувствуются трудолюбие, дисциплинированность, уважение к власти и закону; очень заметны исполнитель­ ность, четкость, обязательность, общая опрятность и уважение к форме, мягкие и доброжелательные отношения. Вот, например, такая деталь: на улице сильный дождь, естественно, все пользу­ ются зонтами, но никто не войдет в магазин, кафе или другое помещение с зонтом. У входа стоят специальные корзины, куда быстро, мимоходом, кладут сложенные зонтики, поэтому в помещениях нет ни капли воды или сырости. Приветливость и доброжелательность особенно присущи женщинам и детям. Досадно то, что даже элементарному общению с людьми мешает языковой ба­ рьер. В Японии это выражено особенно сильно — английский язык в обиходе не очень употребителен. По крайней мере, нам так кажется. На остановке транспорта вы практически не добьетесь даже приблизительного ответа на вопрос, как доб­ раться до порта или еще куда-то. Все стараются вас понять, помочь, но от этого, как правило, происходит еще большая путаница: все что-то оживленно обсужда­ ют, жестикулируют, спорят, но увы и ах!.. 3 марта (уже «распечатали» первый весенний месяц) после отгрузки 11 500 тонн вышли из порта Убе в следующий порт выгрузки Тояма на западном побережье Японии. Итак, покинули спокойный, приветливый порт-город Убе. Остались при­ ятные воспоминания — стояли там почти 5 суток и, соответственно, хорошо озна­ комились с городом и его жителями, укладом жизни, некоторыми достопримеча­ тельностями. Вышли в пролив Коммон, который считается довольно сложным. По словам лоцмана, это самый трудный район для плавания у берегов Японии. В 18 часов, сдав лоцмана, вышли из пролива в Японское море и направились на север — севе­ ро-восток к порту Тояма. Точнее, мы вошли в Цусимский пролив и практически идем недалеко от печально-памятного для каждого русского человека места. Здесь, в Цусимском проливе, 14— 15 мая (по старому стилю) 1905 года в морском сраже­ нии с японским флотом погибла объединенная русская эскадра под командовани­ ем адмирала 3. П. Рожественского. Всего в этом жестоком бою погибло около 30 российских кораблей и более 5 тысяч русских моряков. Да, это была страшная тра­ гедия. Вечная память отважным русским морякам. Поздно вечером поговорил по системе космической связи с родными в Мур­ манске: поздравил жену с днем рождения, даже с дочечкой успел несколькими сло­ вами перекинуться. Оказывается, они несколько минут назад прибыли из аэропор­ 334

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz