Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Япония — далекая и близкая /"\ Л февраля вечером «Анатолий Ляпидевский» прибыл в первый японский / I порт Симоносеки-Модзи. Тут можно называть по-разному. По нашим по­ нятиям это два города по обоим берегам пролива или реки. Ну а японцы два города считают соединенными, отсюда и составное название. А города, дей­ ствительно, соединены мостом через пролив и четырьмя подземно-подводными тон­ нелями, так что в определенном смысле можно считать и две части одного города. Итак, шли мы от Вентспилса до Симоносеки (с учетом перевода часовых стре­ лок на 6 часов вперед) ровно 43 суток. Если вычесть полсуток стоянки в Порт- Саиде и полтора суток в Сингапуре, всего двое суток, получится, что чистый пере­ ход составил 41 сутки. Не так уж и скоро. Мы, вероятно, не вошли бы в пятерку самых лучших и быстроходных чайных клиперов. Хотя... как сказать: они от Ки­ тая до Лондона (правда, вокруг Африки) по 100 суток ходили. Ну, а мы на этом пути прошли расстояние 12 117 миль (22 440 километров) — неплохой переход, нечасто такие бывают в биографиях даже бывалых моряков. Встречали нас на причале Симоносеки около десятка человек — представители различных структур и ведомств. В каюту капитана ввалилась целая толпа — шуст­ рая, бойкая, напористая. Ну, извините! Капитан сурово, не спеша, оглядел всех, предложил присесть. Выдержал небольшую паузу и по-хозяйски начал разговор. Первый пыл у прибывших прошел. Может быть, не очень корректно, но, как прави­ ло, помогает. Главное взять инициативу в свои руки и показать «кто в доме хозяин!» А дел все же масса и вопросов — несть числа: где судно было в ноябре, декабре, январе (за три месяца), какой возило груз, сколько портов посетило, когда подо­ шли к берегам Японии, встали на якорь, снялись с якоря, встали к причалу, сколько груза, порты назначения, количество топлива, воды? Естественно, зная такой бю­ рократический расклад, можно было заготовить почти все данные заблаговремен­ но, но... кабы знать?! Около полутора часов продолжается эта утомительная процедура. А вдума­ ешься — в общем-то все надо — куда денешься. Судно пришло в первый раз в пер­ вый порт — необходима более-менее полная информация. Вот и трудятся два агента (это только в японских портах), два стивидора, три таможенника, эмигрейшн офицер, да еще фоторепортер местной газеты готовит материал о деловом сотруд­ ничестве соседей — тоже дело серьезное — соседи! Но даже и самое тягостное заня­ тие завершается. Наконец, все обсудили, согласовали, уточнили. С приходом! Ус­ ловились начинать выгрузку завтра с утра. Это хорошо — пусть моряки спокойно отдохнут. Да и погода явно нерабочая: свежий ветер, сильный дождь, прохладно и неуютно. Оно и понятно — на дворе зима, февраль. Ну, что же Япония? Это островное государство состоит из четырех крупных островов: Хоккайдо — самый северный, Хонсю — самый большой, развитый, бо­ гатый, более заселенный, промышленный, Кюсю и Сикоку — южные острова. К этим островам прилегают со всех сторон еще около двух тысяч средних, малых и совсем малюсеньких островков, большинство из которых не заселены и представ­ ляют собой обычные нагромождения камней, а на юге еще и скопление кораллов. Население Японии около 130 миллионов. По численности Япония занимает теперь 6-е место в мире. Японские острова лежат в пределах огромной Тихоокеанской геосинклиналь- ной области, протянувшейся от Аляски вдоль восточных берегов Азии до островов Индонезии, где и сейчас происходят процессы горообразования. Поэтому для Япон- 327

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz