Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Япония — далекая и близкая /"\ Л февраля вечером «Анатолий Ляпидевский» прибыл в первый японский / I порт Симоносеки-Модзи. Тут можно называть по-разному. По нашим по нятиям это два города по обоим берегам пролива или реки. Ну а японцы два города считают соединенными, отсюда и составное название. А города, дей ствительно, соединены мостом через пролив и четырьмя подземно-подводными тон нелями, так что в определенном смысле можно считать и две части одного города. Итак, шли мы от Вентспилса до Симоносеки (с учетом перевода часовых стре лок на 6 часов вперед) ровно 43 суток. Если вычесть полсуток стоянки в Порт- Саиде и полтора суток в Сингапуре, всего двое суток, получится, что чистый пере ход составил 41 сутки. Не так уж и скоро. Мы, вероятно, не вошли бы в пятерку самых лучших и быстроходных чайных клиперов. Хотя... как сказать: они от Ки тая до Лондона (правда, вокруг Африки) по 100 суток ходили. Ну, а мы на этом пути прошли расстояние 12 117 миль (22 440 километров) — неплохой переход, нечасто такие бывают в биографиях даже бывалых моряков. Встречали нас на причале Симоносеки около десятка человек — представители различных структур и ведомств. В каюту капитана ввалилась целая толпа — шуст рая, бойкая, напористая. Ну, извините! Капитан сурово, не спеша, оглядел всех, предложил присесть. Выдержал небольшую паузу и по-хозяйски начал разговор. Первый пыл у прибывших прошел. Может быть, не очень корректно, но, как прави ло, помогает. Главное взять инициативу в свои руки и показать «кто в доме хозяин!» А дел все же масса и вопросов — несть числа: где судно было в ноябре, декабре, январе (за три месяца), какой возило груз, сколько портов посетило, когда подо шли к берегам Японии, встали на якорь, снялись с якоря, встали к причалу, сколько груза, порты назначения, количество топлива, воды? Естественно, зная такой бю рократический расклад, можно было заготовить почти все данные заблаговремен но, но... кабы знать?! Около полутора часов продолжается эта утомительная процедура. А вдума ешься — в общем-то все надо — куда денешься. Судно пришло в первый раз в пер вый порт — необходима более-менее полная информация. Вот и трудятся два агента (это только в японских портах), два стивидора, три таможенника, эмигрейшн офицер, да еще фоторепортер местной газеты готовит материал о деловом сотруд ничестве соседей — тоже дело серьезное — соседи! Но даже и самое тягостное заня тие завершается. Наконец, все обсудили, согласовали, уточнили. С приходом! Ус ловились начинать выгрузку завтра с утра. Это хорошо — пусть моряки спокойно отдохнут. Да и погода явно нерабочая: свежий ветер, сильный дождь, прохладно и неуютно. Оно и понятно — на дворе зима, февраль. Ну, что же Япония? Это островное государство состоит из четырех крупных островов: Хоккайдо — самый северный, Хонсю — самый большой, развитый, бо гатый, более заселенный, промышленный, Кюсю и Сикоку — южные острова. К этим островам прилегают со всех сторон еще около двух тысяч средних, малых и совсем малюсеньких островков, большинство из которых не заселены и представ ляют собой обычные нагромождения камней, а на юге еще и скопление кораллов. Население Японии около 130 миллионов. По численности Япония занимает теперь 6-е место в мире. Японские острова лежат в пределах огромной Тихоокеанской геосинклиналь- ной области, протянувшейся от Аляски вдоль восточных берегов Азии до островов Индонезии, где и сейчас происходят процессы горообразования. Поэтому для Япон- 327
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz