Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
лили сверху канатами да сетями. Ну, бывает! Сборы — спешка, некоторые неувяз ки и несогласованности — дело понятное. Ведь в путь собираются 25 судов и более 180 членов экипажей. Разумеется, все село немного волнуется. А бригадир-передовщик Тимофей Андреянович Широкий — мужчина уже по жилой, крупный, дородный, что твой князь, и голос подобающий — низкий, басо витый, временами рыкающий — неспешно обходит места сборов. Поторапливает, подгоняет, особенно новичков, делает краткие замечания и указания — флот боль шой и забот у главного капитана немало. Большинство кормщиков, уже закончивших сборы, подтягиваются к «хозяи ну» уточнить главный пункт — когда сниматься в путь-дорогу. Переход дальний и нелегкий, надо все учесть: и когда вода полная, и какова по приметам погода на ближайшие сутки ожидается. Из Кулойского устья до Конушина более 150 верст, а до Тарханова и все 300 будут. Путь очень уж непрямой и мало прогнози руемый. С погодой, пожалуй, определились. Вот уже третий день гудит запад, переходя на побережник, значит завтра-послезавтра жди перемены в погоде: пойдет ветер на южный — куда он денется. Да вон и подрёзина под ветром: солнце будет садиться чисто, к сухой и доброй погоде. — Ну ладно, — подводит итог разговору бригадир, — завтра с утренней пол ной, в аккурат часов в девять, и начнем сниматься, кто не поспеет — на себя судачь те, семеро одного не ждут. Подтянемся пока под Лиственку, ну а там — как бог даст! До завтра! И пошагал прочь важно, размашисто, по-хозяйски. С раннего утра в селе — дым коромыслом! Варят, жарят, пекут — последние угощения белущикам. У мальчишек-подростков свои проблемы. Обидно — в море хочется, на промысел — столько интересного: по морю парусами бежать, а там — сети, заколы, убой, съемка — ну просто плакать хочется от обиды. Ну да что делать — каждому овощу свой срок! А мореходы пошли по карбасам. Крепкие, ладные, в аккуратно подогнанном снаряжении — красивые, заглядишься! На угорах у реки все население. Всхлипыва ют женщины — опять проводы в море. Чей карбас походнее, кто из кормщиков искуснее управляет судном, больше забирает ветра в паруса? Тут азарт экипажей — если не вырваться вперед, то хотя бы не остаться на шкентеле. Один доморощенный острослов говорил: «Не пошел бы на белуги, да честь большая — белущики бегут!» Да, не ради промысла единого, а и чести ради тоже ходили поморы в далекие и трудные полярные походы. Под вечер почти все подтянулись на рейд у Лиственки. У этой симпатичной чистой речки, вытекающей из зеленой чащи прибрежных зарослей, испокон веков стояли на якорях морские суда перед выходом в далекие морские плавания. Тут бывали суда многих рангов и размеров — от лодей, шняк и кочмар до весноваль- ных и белушьих карбасов и промысловых зверобойных лодок. Здесь ожидали воду (отлив, прилив), поветерь, запасались чистой пресной водой из речки. В случае не обходимости переукладывали грузы в судовых трюмах, крепили и проверяли сна ряжение и снасти. На досуге кипятили чай, готовили нехитрые похлебки, перекусывали перед до рогой. Кормщики обсуждали текущие планы и намерения. В начале нынешнего рейса и предстоящего плавания пока все более-менее скла дывалось удачно. Погода выштормилась и, кажется, серьезно налаживалась. К ве черу ветер вовсе упал. Это обычное явление при западных ветрах — утихать ввече 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz