Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
нью, и бирюзово-синяя гладь водного простора. А вокруг великое множество ко раблей под флагами всех стран мира. Великолепны этот город-порт с безбрежным рейдом в блеске роскошной эква ториальной ночи. Потрясающие контрасты и чувство какой-то нереальности при виде бесконечного моря самых разноцветных городских огней, а также ослепитель ного освещения другого города, стоящего на якорях, плывущего с разных направ лений. И над всем этим — бездонное, почти черное небо с мириадами крупных, ярко переливающихся звезд и незнакомых южных созвездий. Описать достоверно всю эту благодатную красоту трудно — нужно увидеть. К вечеру следующего дня готовимся к дальнейшему плаванию. В назначенное время прибыл лоцман, судно готово к отходу. Начали сниматься с якоря, и... все застопорилось. Сгорел электродвигатель шпиля. Это уже аварийный случай. В воде якорь и более четырех смычек якорь-цепи. Ну, капитан, копайся в своей богатой мореходной памяти — что делать? Ага, был подобный «дикий» случай в моей морской практике. 12 лет назад на теплоходе «Дмитрий Донской» при съемке с якоря в английском порту точно та кой же электродвигатель сорвался с крепежных болтов — тяжелый был случай. Ну что же, нужно действовать. Проинформировали портовую администрацию, отпус тили лоцмана и начали выбирать якорь-цепь вручную. Хотя не совсем вручную, а путем перехвата цепи стропами через соседний шпиль. Работа получилась трудная и продолжительная: семь часов. Сказался и недостаточный опыт моряков, особен но молодых командиров. И только энергичное вмешательство капитана, хорошо помнившего тот предыдущий случай, позволило несколько ускорить работы и до биться положительного результата. В 4 часа утра запросили службу порта о разрешении на выход и лоцмана. Опе ратор ответил, что, к сожалению, свободного лоцмана нет (тут все жестко рассчи тано) и что лоцман сможет прибыть только в 10 часов утра, раньше невозможно. Тоже проблема — стоять дополнительно к уже потерянным семи часам еще не ме нее шести. Оператор добавил: «Если капитан согласен взять на себя ответствен ность за безопасный выход с рейда без лоцмана, портовая администрация в поряд ке исключения не будет возражать выходу судна». Ну, товарищ капитан, это серьезный шаг — решай! Выбираться из этого гро мадного скопища судов, не только стоящих на якорях, но и многих маневрирую щих, очень сложно... Ладно, согласен идти без лоцмана. Передали оператору пор та решение капитана, получили согласие и начали сниматься с якоря. На мостике капитан, старпом и второй помощник. Капитан командует маневрами, старпом контролирует место судна по РЛС, второй штурман на подхвате у старпома и на связи с «Port Operation». Условия плавания в общем-то неплохие. Правда, темно, но видимость хоро шая. Снялись с якоря, прошли между судов, стоявших на якорях, вышли «в кори дор» и, увеличив ход до полного, начали пересекать систему разделения движения. Это, пожалуй, самая сложная задача. Дело в том, что по системе движения с восто ка идут один за другим шесть судов, а по другой — с запада на восток — два судна. Кроме того, один входит на рейд и маневрирует, а еще два малых катера снуют туда-сюда. Все обошлось благополучно, два судна пропустили, отвернув с курса, потом в небольшой разрыв между следующими прошли хорошим ходом чисто, ни кому не мешая, и вошли в попутную полосу движения. 325
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz