Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

эцкому каналу. А моряки высыпали на верхние палубы. Многие уже поспешили облачиться в легкие распашонки и шорты — рановато, пожалуй. Ну да что подела­ ешь — очень уж соскучились люди по солнцу и теплу. А тут уже почти Черномор­ ское побережье, скажем, конец сентября — начало октября. Стармех Виктор Васи­ льевич шутит: «Явно не туда завел нас капитан! На календаре январь — зима, а на палубе — лето!». Довольны моряки — работают на палубе активно, задорно, с ве­ сельем. Благо пока нет большой жары, самая пляжная погода, временами прохла­ дой веет. 24 января поздно вечером пришли на рейд Порт-Саида. Это порт и северные ворота канала. Что касается Суэцкого канала, это действительно великая между­ народная водная магистраль, соединяющая Средиземное и Красное моря. Канал был построен по проекту и под руководством французского инженера Фердинанда Лессепса и открыт для прохода судов в 1869 году. Длина канала около 170 кило­ метров, ширина 150 метров, а глубины нынче до 15 метров. Отличие Суэцкого ка­ нала от других его собратьев в том, что он не имеет шлюзов, потому как местность, по которой он проложен, ровная песчаная пустыня, и разница в уровнях Средизем­ ного и Красного морей незначительна. Ранним утром караван из шести транспортов, в который под номером «5» вклю­ чены и мы, начал входить в канал. Руководят караваном египетские лоцманы. Меж­ ду прочим, мне доводилось проходить каналом впервые лет 50 назад, когда тут еще командовали англичане. Справедливости ради скажем, что египтяне тоже «правят бал» неплохо. В общем-то, вся процедура прохода каналов и, в частности, Суэцко­ го, мероприятие весьма специфичное, довольно сложное, часто напряженное и тре­ бует немалого опыта, сноровки и мастерства как со стороны служащих канала, так и экипажей, особенно капитанов и судоводителей. Через эти сооружения проходят тысячи судов самых различных размеров, мощностей, маневренных способностей. И главнейшее условие успешного плавания — четкое взаимодействие лоцманов и капитанов. А караван идет своим путем строго на юг, в сторону Красного моря. Берега уныло пустынны. Правда, на правом — Африканском — некоторые признаки жиз­ ни появляются: железнодорожная линия типа нашей узкоколейки временами выбе­ гает на побережье, изредка проходят автомашины, небольшой узкой полосой тя­ нется кустарниковая растительность. Восточный берег канала — Аравийская зем­ ля — сплошная пустыня, песчаное безбрежье. Вечером, после захода солнца, прошли мимо египетского города Исмаилия. Лоцман, житель Исмаилии, много, с гордостью рассказывает о своем городе. Он уверяет, что это самый большой и красивый город в Египте. Жаль, что кроме ог­ ромного моря огней, разноцветных отблесков и причудливых переливов всего это­ го великолепия среди южной темной ночи ничего не разглядеть. Вдруг ко мне быстро подходит с другого крыла мостика четвертый вахтенный помощник и взволновано говорит: «Леонид Степанович, там с лоцманом кажется плохо, валяется на палубе, но темно, не разобрать. Я вызову доктора?». Говорит испуганно, полушепотом. Пошли на крыло. Я еще издали все понял и, ухватив за рукав своего несмышленого помощника, возвратился обратно. Объяснил ему, в чем дело, — не верит. Незаметно прошел через штурманскую рубку и подглядывает. А лоцман положил коврик на палубу и творит молитву, истово, усердно, с покло­ нами на восток. Вахтенный штурман успокоился, верно, молится и что-то шепчет. Старпом Корчагин резюмирует: «Не мешай, Алеша, человек с Аллахом беседует! Он хорошую дорогу для нас у Всевышнего просит. Видно же, что приличный, ува- 316

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz