Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

3 января в начале суток пришли на внешний рейд Вентспилса и встали на якорь в ожидании ввода в порт под грузовые операции. Ожидание на рейде вопреки тра­ диционным задержкам, переносам сроков, обещаниям оказалось недолгим к радо­ сти многих моряков — приехали гости и уже ожидают на берегу. Разумеется «хож­ дения по мукам» в порту были немалые. И понятно — судно собиралось в длитель­ ный рейс, в плавание на другой край земли, и заявки на топливо, продовольствие, снабжение ошеломляли портовых снабженцев. И шли споры, торги, звонки в Ригу, в Мурманск — старшие командиры несколько суток не знали ни сна, ни отдыха. А стоянка в порту растянулась на 7 суток. Но ничего — ради рейса на Японию моряки готовы на все. Настрой боевой — просто так мы отсюда не уйдем! Нас не смутят никакие отказы, и раньше или позже, но мы выколотим из этих прибалтов хотя бы приличный минимум того, что необходимо для нормального плавания. 10 января около полудня окончили погрузку хлоркалия — 17 200 тонн в пять трюмов на порты Японии. На борт прибыла комиссия для оформления отхода. В 14 часов все дела с берегом завершены, и «Анатолий Ляпидевский» вышел в море. Начался переход в Юго-Восточную Азию. Судно тяжело загружено, осадка 10 метров. В начале суток 14 марта обогнули мыс Скаген и устремились на юго-запад в Северное море. Слева по борту старинный, популярный когда-то у моряков порт Амстердам. Старший механик Виктор Тимофеев, на минутку поднявшийся на мос­ тик, весело балагурит: «А не забежать ли, товарищ капитан, в старый добрый Ам­ стердам?!». — «Да нет уж, уважаемый стармех, как-нибудь в другой раз. Сейчас у нас будет немало интересных портов: впереди Гибралтар, Сингапур, Япония!» Вечером вошли в Английский канал (Па-де-Кале), прошли паромную перепра­ ву Дувр (Англия) — Кале (Франция). Это наиболее узкое и напряженное в нави­ гационном отношении место в проливах между островами Великобритании и Ев­ ропейским континентом. Между Дувром и Кале 18 миль, что составляет чуть более 30 километров. Берега не видны: ночное время, но великое разноцветье огней. К полуночи остался за кормой остров Уэссан. «Анатолий Ляпидевский» вошел в Бискайский залив. Погода нынче не бискайская — ветер западных направлений около 6 баллов, волнение 4 балла, небольшая зыбь с Атлантики. Такая погода для Бискайского залива в январе — удача. Судно все же прилично раскачивается на длинной пологой зыби. Бискайя будто тяжело вздыхает после очередной штормо­ вой депрессии. Однако не кажется, как обычно зимой, бушующим, взлохмаченным, с низко несущимися с океана темными рваными тучами. Сегодня небо сравнитель­ но просветленное, с ровной небольшой облачностью и теплыми лучами солнца. Да, после серой зимней Балтики, штормового Северного моря, туманных про­ ливов и рыбацкой круговерти в Ла-Манше сегодняшний Бискайский залив вполне благополучный уголок Атлантики. А самое приятное то, что все отчетливее кажут­ ся надежды моряков на скорое благодатное плавание в южных морях. 16 января подошли к северо-западной оконечности Пиринейского полуостро­ ва — Испания! Район оживленного судоходства. Много рыбаков, часто встреча­ ются транспортные суда — огромные танкеры-мастодонты, как называют их мо­ ряки. Крупнотоннажные балкеры с массовыми грузами — зерном, углем, рудами. Время от времени проносятся в легкой океанской дымке изящные силуэты быстро­ ходных рефрижераторных судов, идущих из Африки и Южной Америки. Реже встре­ чаются роскошные современные «пассажиры» — «лорды» океанских туристских линий. Нынче их становится меньше. Вспоминаются времена 30—40-летней давно­ сти, когда на атлантических океанских просторах скользили изящные красавцы 314

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz