Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

поздно, друзья! Под утро океан «закипел». Как это часто бывает, когда чего-либо долго ожидаешь, оно приходит неожиданно. Тревожный сон, а скорее полудрема моментально улетучились, как только судно натужно и глухо крякнуло под тяже­ лым глухим напором чего-то могучего и упругого. Зазвонил телефон прямой связи с мостиком. Вахтенный помощник заметно взволнованным голосом доложил: «Ле­ онид Степанович, ветер резко заходит к зюйд-осту и усиливается». Все понятно. Часы показывали начало четвертого утра. Я поднялся на мостик. Вахта второго штурмана безупречна: рулевое управление — на ручном, на руле — вахтенный мат­ рос, второй матрос — на подветренном крыле мостика. Штурман предупредил ма­ шинную вахту об изменении погодных условий и постоянной связи с мостиком. Предупреждены старший помощник и старший механик. В рулевой и штурман­ ской рубках все по-штормовому. Боцману отдано распоряжение — проверить все «по низам». Обстановка вокруг судна меняется стремительно. Прошло всего несколько ми­ нут, а океан не узнать. Тяжелые, низкие облака хаотически несутся над самыми верхушками мачт. А затем наступила такая кромешная тьма, что уже не видать не только туч, но даже мачт, носовой тамбучины, кранов, палубы. Хлынул страшный ливень, теперь трудно разобрать, откуда больше воды — с неба или из-за борта. И странные, нереальные порывы ветра: то бешеный напор, судно кренится, гудят снасти, несется непонятный надсадный гул, то вдруг жуткая пауза, и невозможно предположить, откуда хлестнет очередной ураганный порыв. Руки инстинктивно намертво вцепились в поручни, и ноги, кажется, сами собой ищут надежную опору — комингс, фундамент машинного телеграфа. Присутствует одно желание — раскли­ ниться, удержаться. Судно в очередной раз ухнуло носом в гигантский провал меж­ ду водяными вспененными валами, затем как-то неестественно правой скулой, буд­ то плечом, на несколько мгновений легло на склон взметнувшейся волны и вдруг резко выпрямилось. А по носу вздыбился очередной водяной вал с взлохмаченной пенистой шапкой. Все перемешалось — небо вдруг разорвало, будто залпом, осле­ пительными молниями, обрушился невероятной силы гром. Любопытное наблюдение. Не было гнетущего, беспрерывного напора стихии. Такое впечатление, будто вся эта неистовая ярость ветра, океана, молний, грома, тьмы между молниями в каком-то хаотическом бешенстве неслись мимо нас, а мы просто оказались временно на пути этого дикого стремительного ураганного раз­ гула. Да, как и все в природе, штормы и ураганы тоже совершенно непохожи один на другой. В Тихом океане — один характер, в Атлантическом — совсем другой. Зимняя волна в Северной Атлантике рушится на судно тяжело, с огромной силой. А шквальная волна в тропической зоне несколько иная: прозрачная, шумная — хлестнет и рассыплется, окатив половину палубы. Ах, как лихо мы расходились когда-то с тайфунами и ураганами в уютных ауди­ ториях высшего морского училища на семинарах по метеорологии и океаногра­ фии! Как далеки мы бывали (сейчас в этом плане, кажется, тоже мало что измени­ лось) от истинных условий в океанах. А суть, главная загвоздка, как всегда, в том, что судоводителям не хватает точной погодной информации. Нередко мешает и ее избыток при получении от различных центров погоды, особенно от наиболее авто­ ритетных — из Москвы, Англии, Германии, США и других. Вот и сейчас, имея прогнозы нескольких береговых станций, мы все же не име­ ли точных данных о месте центра урагана в определенное время, его направлениях и скоростях движения. Конечно же, трудно, а часто и невозможно, выбирать ма­ невры для расхождений с этим грозным монстром, имея предельную скорость гру­ 20 * 307

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz