Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
поздно, друзья! Под утро океан «закипел». Как это часто бывает, когда чего-либо долго ожидаешь, оно приходит неожиданно. Тревожный сон, а скорее полудрема моментально улетучились, как только судно натужно и глухо крякнуло под тяже лым глухим напором чего-то могучего и упругого. Зазвонил телефон прямой связи с мостиком. Вахтенный помощник заметно взволнованным голосом доложил: «Ле онид Степанович, ветер резко заходит к зюйд-осту и усиливается». Все понятно. Часы показывали начало четвертого утра. Я поднялся на мостик. Вахта второго штурмана безупречна: рулевое управление — на ручном, на руле — вахтенный мат рос, второй матрос — на подветренном крыле мостика. Штурман предупредил ма шинную вахту об изменении погодных условий и постоянной связи с мостиком. Предупреждены старший помощник и старший механик. В рулевой и штурман ской рубках все по-штормовому. Боцману отдано распоряжение — проверить все «по низам». Обстановка вокруг судна меняется стремительно. Прошло всего несколько ми нут, а океан не узнать. Тяжелые, низкие облака хаотически несутся над самыми верхушками мачт. А затем наступила такая кромешная тьма, что уже не видать не только туч, но даже мачт, носовой тамбучины, кранов, палубы. Хлынул страшный ливень, теперь трудно разобрать, откуда больше воды — с неба или из-за борта. И странные, нереальные порывы ветра: то бешеный напор, судно кренится, гудят снасти, несется непонятный надсадный гул, то вдруг жуткая пауза, и невозможно предположить, откуда хлестнет очередной ураганный порыв. Руки инстинктивно намертво вцепились в поручни, и ноги, кажется, сами собой ищут надежную опору — комингс, фундамент машинного телеграфа. Присутствует одно желание — раскли ниться, удержаться. Судно в очередной раз ухнуло носом в гигантский провал меж ду водяными вспененными валами, затем как-то неестественно правой скулой, буд то плечом, на несколько мгновений легло на склон взметнувшейся волны и вдруг резко выпрямилось. А по носу вздыбился очередной водяной вал с взлохмаченной пенистой шапкой. Все перемешалось — небо вдруг разорвало, будто залпом, осле пительными молниями, обрушился невероятной силы гром. Любопытное наблюдение. Не было гнетущего, беспрерывного напора стихии. Такое впечатление, будто вся эта неистовая ярость ветра, океана, молний, грома, тьмы между молниями в каком-то хаотическом бешенстве неслись мимо нас, а мы просто оказались временно на пути этого дикого стремительного ураганного раз гула. Да, как и все в природе, штормы и ураганы тоже совершенно непохожи один на другой. В Тихом океане — один характер, в Атлантическом — совсем другой. Зимняя волна в Северной Атлантике рушится на судно тяжело, с огромной силой. А шквальная волна в тропической зоне несколько иная: прозрачная, шумная — хлестнет и рассыплется, окатив половину палубы. Ах, как лихо мы расходились когда-то с тайфунами и ураганами в уютных ауди ториях высшего морского училища на семинарах по метеорологии и океаногра фии! Как далеки мы бывали (сейчас в этом плане, кажется, тоже мало что измени лось) от истинных условий в океанах. А суть, главная загвоздка, как всегда, в том, что судоводителям не хватает точной погодной информации. Нередко мешает и ее избыток при получении от различных центров погоды, особенно от наиболее авто ритетных — из Москвы, Англии, Германии, США и других. Вот и сейчас, имея прогнозы нескольких береговых станций, мы все же не име ли точных данных о месте центра урагана в определенное время, его направлениях и скоростях движения. Конечно же, трудно, а часто и невозможно, выбирать ма невры для расхождений с этим грозным монстром, имея предельную скорость гру 20 * 307
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz