Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Женщин иногда брали по одной на карбас для приготовления пищи, мойки посуды и вообще для ведения немудреного кухонного хозяйства. Возглавляли эки пажи опытные, бывалые, в основном уже немолодые кормщики, много раз бывав шие на этой довольно специфичной путине. Белое море, хотя и носит этакое свет лое, легкое название, но по характеру — не южное и отнюдь не ласковое, даже и в Долгошельский поморский карбас летнее время. Здесь, особенно в северной части Беломорья, не в диковинку и в июне— июле тяжелые затяжные штормы с дождевыми, а иногда и снежными зарядами. Да и откуда ждать благоприятной погоды, если по Мезенскому заливу проходит Се верный полярный круг. Ну а далее Канинское побережье. Это уже Заполярье — и географическое, и натуральное. Конушин, а тем более Тарханов, — субарктиче ские регионы. Поэтому и ходили в этом суровом северном море на небольших открытых де ревянных судах — карбасах с парусным двухмачтовым вооружением люди креп кие, отважные, закаленные морской стихией. Ну а кормщики-капитаны — это мореходы, имевшие особую стать и хватку. В большом старинном поморском селе Долгощелье было немало знатных, достойных морских старателей, природных лидеров. Десятилетия водили свои промысловые парусные суда на Конушин и Тарханов известные мореходы: Тимофей Андреянович Широкий, Парфен Осипович Буто рин, Павел Егорович и его брат Андрей Егорович Буторины, Егор Артамонович Нечаев, Семен Федорович Широкий, Матвей Алексеевич Хорьговский, Николай Алексеевич Попов и многие другие. Да, это были мореходы, составлявшие цвет и гордость северного поморского сословия. Сборы на белуший промысел («на белуги» — говорили в Поморье) бывали слож ные и нескорые. Только больших морских карбасов бывало необходимо подгото вить более двадцати. Надо проверить их рабоче-эксплуатационное состояние, про 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz