Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Кстати, сегодня погода несколько «неплановая», хотя и вполне приличная. Так, «Муссон» дает ветер (по прогнозу) западный, северо-западный, а реально «на сию» он противоположного направления: юго-восточный и довольно свежий — около 6 баллов, волна, правда, небольшая, около 2 метров и качки пока нет. Погода пас­ мурная, временами дождь, температура воздуха +24°, воды +26°. Что-то не согла­ суется с прогнозами, скорее всего начинает сказываться влияние «дурного соседа». Во исполнение полученных рекомендаций увеличили ход до полного морского режима — это 135 оборотов в минуту и отвернули слегка вправо с 68° на 80° с целью увеличивать разрыв с неприятным и коварным попутчиком, который может с одинаковой вероятностью броситься, как к северо-востоку, так и к юго-востоку. Кроме того у него огромный скоростной потенциал — он может позволить себе идти со скоростью и в 25—30 узлов. А вот мы этого позволить не можем! Это общие рассуждения — предположения, а тем временем экипаж энергично готовит судно к возможной встрече и единоборству с приближающимся грозным противником. Ураган в центре океана это серьезно и при определенных обстоя­ тельствах опасно. Тем более, что полной уверенности разойтись с ним нет никогда и ни у одного судна. Моряки проверили еще и еще раз водонепроницаемость корпуса, герметичность всех, особенно люковых, закрытий, исправность механизмов и устройств, разме­ щение и крепление груза в трюмах, расчеты остойчивости. А пока расходимся вполне благополучно с набирающим силу ураганом. Расстояние между нами помалу уве­ личивается. Кроме того, судя по анализу, у него наметилась тенденция заворачи­ вать на северо-восток. Ну а наш курс 80°, и мы фактически идем расходящимися курсами. Скорость его пока не увеличивается. После 16 часов поступила новая информация и, соответственно, новые реко­ мендации от НИСП «Муссон». Суть в том, что тропический ураган Клаудетте про­ должает смещаться и углубляться на восток со скоростью около 10 узлов. Рекомен­ дации следующие: ложиться на курс 90° и уходить с максимально возможной ско­ ростью к востоку. Вот так. Этот супостат на северо-восток, оказывается, не пошел, а двинулся чисто на восток, хотя в его направлении, на мой взгляд, нет логики. Он идет в сторону Азорского максимума?! Сегодня очередное мероприятие — проверка знаний командного состава. Тес­ ту подвергся второй помощник Сергей Криволапое и третий помощник Юрий Ко- нонин. Второй штурман показал отличные знания, и это неудивительно. Он окон­ чил с отличием Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адми­ р ал а С. О. М ак ар о в а , облада ет отличными теоретическими знаниями и достаточными практическими навыками. Третий штурман тоже показал хорошие теоретические знания и вполне соответствует занимаемой должности. Судовая ква­ лификационная комиссия проводила также проверку знаний других судовых спе­ циалистов. Результаты проверки знаний хорошие. Командиры грамотные, доста­ точно опытные, квалифицированные специалисты. 13 августа утром координаты нашего судна: широта 36°50' северная, долгота 46° западная. Легли на курс 70° (ночью шли на 80°). Скорость 14,5 узлов при 135 оборотов в минуту, что близко к морскому режиму. Расход топлива в таком режиме составляет около 35 тонн в сутки — прилично. Погода свежеет: ветер от юга-запада около 8 баллов, море 5 баллов, температура воздуха +25°, воды +26°, облачно с прояснениями. «Анатолий Ляпидевский» не резко, но довольно разма­ шисто переваливается с борта на борт, разваливая могучие пласты океанских вод. 20— 1664 305

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz