Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

много усилий и времени уделяется технической и командирской учебе, специаль­ ной подготовке по обеспечению навигационной безопасности мореплавания, борьбе экипажа за живучесть судна при плавании в особых экстремальных условиях: в шторм, в ледовых условиях, при получении повреждений корпуса, механизмов и устройств судна. Также проводятся судовые учения, тренировки экипажа, манев­ рирования судна в опасных условиях. Вот и сегодня под вечер старший помощник, получив разрешение капитана, объявил учебную судовую тревогу и начал учение по борьбе с водой. События раз­ вивались стремительно, моряки работали лихо, благо погода превосходная. Оста­ новили движение судна, завели учебный пластырь на условную пробоину ниже ва­ терлинии. На все про все ушло 12 минут, это хороший результат— аварийная партия во главе со вторым штурманом получила от капитана вполне заслуженную благо­ дарность за профессиональное мастерство. А вот последовавший за тем маневр «человек за бортом» удался не очень, хотя по общепринятым меркам вполне удов­ летворительно. Но у нас свои мерки! Они на порядок выше общепринятых на фло­ те. Командиры и рядовые моряки знают об этом и стремятся к достижению высших результатов во всех учениях и тренировках. Это уже становится постоянной тради­ цией в экипаже. 10 августа на 8 часов утра судового времени, кстати, судовое время — это не пустая фраза, судовое время — это не московское, не гринвичское и не местное, а именно судовое. В данном случае оно на 6 часов позади московского и на два часа впереди местного. Тут есть свои резоны для удобства в смысле режима рабочего дня и времени отдыха экипажа. Так вот на 8 часов судового времени мы находимся в координатах: широта 33°38' северная и долгота 65° 16' западная. Это недалеко от теоретического центра Бермудского треугольника. Все совершенно нормально, в смысле безопасного плавания: никаких чудес не происходит, никаких аномалий не наблюдается. Экипаж у нас молодой, моряки отважные, ни в какие вымыслы и со­ мнительные байки не верят. Ну а старый капитан проходил эту «чертовщину» не один десяток раз: вдоль и поперек и по диагоналям. Так что и вовсе ни на что и никак не реагирует! Теперь Бермудский архипелаг в 80 милях от нас. Скорость понемногу падает — уже немногим более 13 узлов, прекратилось влияние Гольфстрима. Океан совер­ шенно пустынен: ни судов, ни дельфинов, ни птиц, даже летающие рыбки, обычно оживленно резвящиеся над просторами Южного океана, куда-то исчезли. Тихо, спокойно в Атлантическом океане. Только легкое журчание воды вдоль бортов, да яркие солнечные блики на веселой океанской ряби вносят некоторую свежесть впе­ чатлений. Но этому затишью, кажется, скоро придет конец... Американцы начали передавать тревожные сообщения о зарождении тропи­ ческой депрессии. Так, сегодня в координатах 34° северной и 75° западной пример­ но в 600 милях к западу от нас начинает «завихряться» очередной, пока еще нео­ пределенный ураган, но начало «лихого» шторма — это однозначно. А на следую­ щий день эта, ранее называвшаяся тропическая депрессия, проявилась довольно активно и превратилась в тропический шторм, которому присвоено имя Клаудетте. Он по-прежнему к западу от нас и идет на восток — северо-восток (примерно на 70°) со скоростью 10—11 узлов. Получили очередную информацию и рекомендации от научно-исследователь­ ского судна погоды (НИСП) «Муссон», под проводкой которого мы сейчас нахо­ димся. Специалисты с «Муссона» рекомендуют идти в точку с координатами 40/40 (40° северной широты и 40° западной долготы) и увеличить ход до максимального. 304

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz