Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Транспортное значение Мирового океана, как в былые времена, так и в наши дни, всегда было и есть очень велико. В связи с активным развитием мирового про изводства, естественно, должен расти и транспортный обмен. Несмотря на интен сивное развитие других, самых разнообразных видов транспорта, роль морских перевозок отнюдь не уменьшается. Разве что чисто пассажирские перевозки через океан уменьшились, но зато круизные плавания, туризм, многочисленные паром ные маршруты постоянно растут. Что касается транспортировки, особенно массовых навалочных сырьевых гру зов и нефтепродуктов, то их объемы постоянно увеличиваются. В ближайшие столе тия моряки транспортного флота без работы не останутся. «Общая просторная до рога всех наций», как называл Мировой океан Карл Маркс, не пустеет. А специали сты оценивают годовую стоимость услуг, представляемых мировым морским флотом более, чем в 150 миллиардов долларов. И еще одна цифра: в 1985 году мировым фло том было перевезено 3 триллиона 770 миллиардов тонн различных грузов. А вот цифры, дающие представление о составе мирового торгового флота. Со гласно данным Ллойда, на 1 июля 1989 года мировой транспортный флот насчиты вал 75 266 судов общим дедвейтом около 648 миллионов тонн. Такова роль, значи мость и цена Мирового океана. А мы идем от Флоридского пролива к Бермудским островам, кстати, в цент ральной части мрачного Бермудского треугольника! Скорость у нас 14 узлов. Основная ветвь течения Гольфстрима осталась в основном слева от нас, ближе к восточному побережью Северной Америки. В нашем районе теперь скорость по путного течения не более половины узла — это незначительная помощь для нас, но по крайней мере — попутное. Погода благоприятствует плаванию: ветер юго-за- падный 3 балла, море 1—2 балла, солнечно, редкая облачность, легкая, переливаю щаяся дивным светом полудымка — полурефракция, пронизанная солнечными по токами. Самая приятная погода для загара и купания: температура воздуха +28°, воды — +26°. Плавательный бассейн на кормовой палубе работает интенсивно с раннего утра до позднего вечера. Даже после ночных вахт моряки с удовольствием освежаются в бассейне. Я, кстати, тоже регулярно посещаю бассейн, особенно ут ром после 7 часов перед завтраком и вечером после конца рабочего дня. Вообще жизнь экипажа во время длительных океанских переходов, как прави ло, идет по строго определенному морскими уставами распорядку. Первое — мор ские ходовые вахты. Второе — судовые ремонтно-, наладочно-профилактические и покрасочные работы на палубе, в машинно-котельных отделениях, служебных, общественных и жилых помещениях. Этим занимаются рабочие бригады под руко водством старшего помощника, боцмана, старшего механика, первого электроме ханика. И традиционная работа обслуживающего персонала под руководством опять же старпома и судового врача. Это обеспечение 4-разовым питанием экипа жа: приготовление пищи, выпечка хлеба, обслуживание экипажа при приеме пищи в кают-компании (командный состав) и в столовой (рядовой состав). Также уборка помещений, смена и стирка судового постельного белья, участие в больших при борках — судовых авралах, которые, как правило, проводятся не реже одного раза в десять дней. В старину моряки с грустным юмором говорили, что на судне, как на барском дворе, работа никогда не кончается. И это правда. В плавании, особенно при благоприятных погодных условиях, судовая жизнь очень интенсивна и насыщена. Кроме кратко указанных выше обязательно-тради ционных вахт, работ и служебных обязанностей, существует масса общественных мероприятий: это заседания, совещания, собрания по службам и общесудовые. Очень 303
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz