Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Транспортное значение Мирового океана, как в былые времена, так и в наши дни, всегда было и есть очень велико. В связи с активным развитием мирового про­ изводства, естественно, должен расти и транспортный обмен. Несмотря на интен­ сивное развитие других, самых разнообразных видов транспорта, роль морских перевозок отнюдь не уменьшается. Разве что чисто пассажирские перевозки через океан уменьшились, но зато круизные плавания, туризм, многочисленные паром­ ные маршруты постоянно растут. Что касается транспортировки, особенно массовых навалочных сырьевых гру­ зов и нефтепродуктов, то их объемы постоянно увеличиваются. В ближайшие столе­ тия моряки транспортного флота без работы не останутся. «Общая просторная до­ рога всех наций», как называл Мировой океан Карл Маркс, не пустеет. А специали­ сты оценивают годовую стоимость услуг, представляемых мировым морским флотом более, чем в 150 миллиардов долларов. И еще одна цифра: в 1985 году мировым фло­ том было перевезено 3 триллиона 770 миллиардов тонн различных грузов. А вот цифры, дающие представление о составе мирового торгового флота. Со­ гласно данным Ллойда, на 1 июля 1989 года мировой транспортный флот насчиты­ вал 75 266 судов общим дедвейтом около 648 миллионов тонн. Такова роль, значи­ мость и цена Мирового океана. А мы идем от Флоридского пролива к Бермудским островам, кстати, в цент­ ральной части мрачного Бермудского треугольника! Скорость у нас 14 узлов. Основная ветвь течения Гольфстрима осталась в основном слева от нас, ближе к восточному побережью Северной Америки. В нашем районе теперь скорость по­ путного течения не более половины узла — это незначительная помощь для нас, но по крайней мере — попутное. Погода благоприятствует плаванию: ветер юго-за- падный 3 балла, море 1—2 балла, солнечно, редкая облачность, легкая, переливаю­ щаяся дивным светом полудымка — полурефракция, пронизанная солнечными по­ токами. Самая приятная погода для загара и купания: температура воздуха +28°, воды — +26°. Плавательный бассейн на кормовой палубе работает интенсивно с раннего утра до позднего вечера. Даже после ночных вахт моряки с удовольствием освежаются в бассейне. Я, кстати, тоже регулярно посещаю бассейн, особенно ут­ ром после 7 часов перед завтраком и вечером после конца рабочего дня. Вообще жизнь экипажа во время длительных океанских переходов, как прави­ ло, идет по строго определенному морскими уставами распорядку. Первое — мор­ ские ходовые вахты. Второе — судовые ремонтно-, наладочно-профилактические и покрасочные работы на палубе, в машинно-котельных отделениях, служебных, общественных и жилых помещениях. Этим занимаются рабочие бригады под руко­ водством старшего помощника, боцмана, старшего механика, первого электроме­ ханика. И традиционная работа обслуживающего персонала под руководством опять же старпома и судового врача. Это обеспечение 4-разовым питанием экипа­ жа: приготовление пищи, выпечка хлеба, обслуживание экипажа при приеме пищи в кают-компании (командный состав) и в столовой (рядовой состав). Также уборка помещений, смена и стирка судового постельного белья, участие в больших при­ борках — судовых авралах, которые, как правило, проводятся не реже одного раза в десять дней. В старину моряки с грустным юмором говорили, что на судне, как на барском дворе, работа никогда не кончается. И это правда. В плавании, особенно при благоприятных погодных условиях, судовая жизнь очень интенсивна и насыщена. Кроме кратко указанных выше обязательно-тради­ ционных вахт, работ и служебных обязанностей, существует масса общественных мероприятий: это заседания, совещания, собрания по службам и общесудовые. Очень 303

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz