Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
жено 5550 тонн цинкового концентрата в трюма № 3 и 6. А всего груза на борту 13 964 тонн в пяти трюмах, и порт назначения пока один — в Финляндии. Спустя два часа на судно прибыли представители разных портовых структур для оформ ления грузовых и отходных документов. На борт судна, несмотря на сравнительно позднее время, где-то около 19 часов местного времени прибыл капитан порта команданто (к великому сожалению, не помню фамилию) с двумя помощниками. Главный портовый командир, видный дородный мужчина явно европейского типа, уже за пятьдесят, бывший морской капитан, очень приветливый и, кажется, немного «навеселе». Держится очень мило, сыплет комплиментами в адрес хороших русских парней и поэтому не мог не посе тить замечательный красивый советский корабль и не пожать руку его капитану, а также пожелать счастливого плавания к дому! Бывший моряк отлично понимает своего коллегу по трудному морскому делу. Попутно, вероятно, для усиления фона ругнул своих соседей-американцев за их... не очень внятно за что. Вероятнее всего, потому что они просто богатые соседи! Недолго, но приятно посидели, символи чески подняли бокалы с легким напитком: «Да, отходное время, прекрасно пони маю, всего самого доброго, кэптэн!» Доброжелательно, тактично, ненавязчиво — достойный капитан порта. В то же время он уберег меня от излишних, никчемных, но необходимых по случаю дежурных встреч с разного рода портовыми чинов никами. Около полуночи все портовые и отходные формальности выполнены. Прибыл лоцман, подошли буксиры. Машина готова, команда — «По местам», начали сни маться со швартов. Как-то неожиданно проявилась проблема чисто навигацион ного характера. Выход из порта оказался непрост. Скорость течения в реке около 3-х узлов (более 5 километров), к тому же река неширокая, а осадка судна более 9 метров. Лоцман начал отказываться выводить судно в темное время. После не больших переговоров и увещеваний лоцмана договорились сниматься с помощью двух мощных американских буксиров. При этом оговорюсь, справедливости ради, что при съемке со швартов и последующем развороте судна на быстром попутном течении, лоцман распоряжался, точнее рекомендовал маневры, довольно профес сионально, хотя очень волновался. Да и были причины для переживаний. Говорят, что ночью все кошки серые. А тут судно большое, груженое, незнакомое, темная южная ночь, и река теперь кажется узкой... А вдруг не поместится судно при разво роте. Нет, дорогой лоцман, не волнуйтесь! У капитана со штурманами все заранее проработано и просчитано с точностью до метров — уместимся поперек реки и развернемся. Маневр, правда, был рискованный, но закончили его чисто и вполне благопо лучно. Сначала, удерживая корму, отвели немного нос от берега и пустили его под течение влево с расчетом описать полукруговую циркуляцию. Носовой буксир от скочил от нашего носа, перебежал к корме, и уже вдвоем на полную мощность удер живали корму судна в то время, как нос лихо описывал циркуляцию по течению. Бедняга лоцман, очень дородный, полный мужчина, кажется, истово молился католическому (возможно, своему мексиканскому) богу, чтобы нашу носовую часть чисто пронесло мимо противоположного берега И ... пронесло! Все сработало, наши расчеты блестяще оправдались. Судно, что называется, впритирку прошло носом мимо берега, а затем отпущенная корма отвалила от причала, и «Анатолий Ляпидев ский», отдав последний страховой трос с кормы, двинулся по течению на выход в море. 299
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz