Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

продукцию и технику. Ввозится много сырья: это бокситы, агроудобрения, каучук, селитра, железная руда, тростниковый сахар, кофе, i ропические фрукты. Наша погрузка к концу рабочего дня уже завершается. На борт прибыла пред­ ставительная комиссия. Оформление отхода прошло спокойно и скоро. Дежурные взаимные комплименты, и комиссия отбыла с борта судна, думаю, к обоюдному удовлетворению. В 8 часов вечера к борту судна подошли два портовых буксира, прибыл лоц­ ман, и «Анатолий Ляпидевский» снялся со швартов. Развернулись на выход, отпу­ стили буксиры и пошли вниз по Миссисипи к морю. Ну не везет нам иногда с лоц­ манами в американских портах. Вот опять явился какой-то совершенно дикий ста­ рик из южан. Мечется с борта на борт, кричит, размахивает руками, причем все это или почти все не в наш адрес. То буксиры плохо работают и медленно разворачи­ вают судно, то вдруг накинулся на местное небольшое судно, которое мешает дви­ жению приличных судов. И без перерыва разносит всех налево и направо по УКВ. Мы, бывало, читали в занимательных рассказах на морские темы, как беспо­ койный адмирал топтал ногами свою фуражку, а другой бросал за борт бинокль, но то были адмиралы — хозяева на своих кораблях, а тут... лоцман на мостике иностранного для него судна. Нам повезло, что он занимался проводкой всего два часа, и мы были рады «сплавить» его сразу же после прохода порта Новый Орлеан. Здесь на судно поднялся речной лоцман, сравнительно молодой рыжеволосый кре­ пыш, и представился капитану как Нансен. Предваряя мой следующий вопрос, он приятно улыбнулся и, покачав головой, уточнил: финн по национальности, при­ ехал с родителями в Америку после войны, плавал на различных судах, послед­ ние три года работает лоцманом. Я был вдвойне рад. Во-первых, избавился от соседства того сварливого «джентльмена» и, по крайней мере, на пять часов ока­ зался в обществе, как оказалось, отличного профессионала и почти соседа. Мы много и приятно беседовали на различные темы, благо плавание вниз по Мисси­ сипи было спокойным и безопасным, хотя и наступила темная, но ясная, звезд­ ная, южная ночь. В четыре часа утра у очередной станции приняли на борт морского лоцмана и последовали далее на выход из обширной дельты. А еще через пару часов вышли из Миссисипи в Мексиканский залив и, сдав последнего американского лоцмана, по­ бежали на юго-запад к мексиканскому порту Тампико. Мне довелось побывать во многих портах США на восточном, западном, южном побережьях и даже на Вели­ ких американских озерах. И практически всегда ловил себя на мысли, что (отнюдь независимо от лоцманов) выходишь оттуда с этаким внутренним облегчением. Сложные, проблемные порты, особенно после европейских, канадских и уж тем более кубинских. Мой старый добрый друг и наставник, ныне покойный, блестящий капитан и мудрый человек Георгий Осипович Кононович в беседах высказывал иногда вскользь такие же впечатления. Он, в частности, как-то поведал мне о своих, как он выражался, «сложных отношениях с Миссисипи». Исключительные по своей нео­ бычности истории, происходившие с его судном, особенно при последнем заходе в Новый Орлеан, просто ставили его в тупик. Их не могли объяснить даже бывалые лоцманы с Миссисипи. Подробно описывать эти случаи у меня просто не получит­ ся, да и последний довольно обстоятельно описан в книге капитана Г. О. Кононо- вича «Законы моря». И вот наше судно уже в Мексиканском заливе. Погода замечательная: маловет- рие — около 2 баллов от восточной четверти, солнечно, температура +29°, 293

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz