Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

штурман являлись иногда, по некоторым вопросам), наши друзья живо беседуют в основном между собой, и это их ничуть не смущает... хорошие ребята! Все фор­ мальности завершили к 9 часам вечера. А через полчаса снялись с рейда Кайбарье- на в пошли в следующий порт Мансанильо. Следующее утро застало нас на переходе из Кайбарьена в Мансанильо. Какие звучные и романтические названия на Кубе! Машина в морском режиме, а идем не так скоро, как следовало бы. Вечером и ночью был восточный ветер около 4—5 баллов, соответственно, и ход 13 узлов. Теперь, когда мы миновали Наветренный пролив между островами Куба и Гаити и повернули на запад, скорость увеличи­ лась до 15 узлов. В общем, остров Куба по сравнению с нашей великой страной как-то необычно мал. Чтобы обогнуть его полностью (это менее 2555 километров, примерно 1380 миль), нам потребуется не более четырех суток (что-то сравнимое с Японией). Уже после восьми часов утра на траверзе бухты Гуантанамо встретили целое соедине­ ние североамериканских военных кораблей, проводивших учение. Я убежден, что наша жесткая государственная позиция по вопросу присутствия США на Кубе, в частности, на базе Гуантанамо, совершенно справедлива. Что де­ лает здесь военно-морское соединение — эскадра великой державы в территори­ альных водах маленькой, суверенной и, скажем откровенно, недружественной им республики Куба? Это особенно остро ощущаешь, когда сталкиваешься вблизи мир­ ных, живописных берегов острова с этой грубой, нахальной, навязчивой силой. Что они цепляются за эту бухту Гуантанамо? Ну побалансировали тут вместе с нами в начале 60-х годов на грани мировой ядерной катастрофы, кажется, образу­ мились тогда, пора бы и меру знать. Так нет, все еще суетятся, что-то демонстриру­ ют и, естественно, вызывают острую неприязнь у многочисленных торговых судов стран Европы, Азии, Африки, других американских государств, которые идут в разных направлениях мимо берегов Кубы. Сегодня в этом районе у юго-восточного побережья острова особенно жарко: в тени +36°, на солнце — пекло. В машинном отделении — +46°, даже в жилых поме­ щениях с кондиционерами дышать нечем. Это настоящие тропики — побережье Карибского моря, самого теплого тропического моря в западном полушарии. Жар­ ко, душно, влажно — тропики! К вечеру подошли к лоцманской станции на мысе Кабо-Крус, южном входном мысе обширного залива Гуантанамо, этаком «подбрюшье» юго-восточной части острова. На связь пока никто не выходит, лоцманского судна не видать. Легли в дрейф в ожидании связи. Район плавания довольно свободный, но и здесь лоцман­ ская проводка обязательна, приходится выполнять Правила плавания в террито­ риальных водах Кубы. А лоцман, между прочим, прибыл только утром: «Большое судоходство, извините, не хватает лоцманов, товарищ капитан!». «Ну, если не хва­ тает лоцманов, это хорошо, значит, у вас процветает внешняя торговля?» — «Да, хорошо, работаем!» Снялись с якоря и пошли в порт. Сегодня у нас судовой юбилей! Год назад 3 июля 1984 года на немецкой судо­ верфи «Варновверфт» был поднят Государственный флаг на теплоходе «Анатолий Ляпидевский», последнем двадцать седьмом судне большой серии балкеров, пост­ роенных германскими судостроителями для Мурманского морского пароходства. Это была серия крепких, добротно сработанных морских судов — двадцатитысяч- ников, способных работать в зимних арктических ледовых условиях. По случаю торжественного подъема флага построен экипаж судна. Капитан поздравил всех с 284

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz