Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
штурман являлись иногда, по некоторым вопросам), наши друзья живо беседуют в основном между собой, и это их ничуть не смущает... хорошие ребята! Все фор мальности завершили к 9 часам вечера. А через полчаса снялись с рейда Кайбарье- на в пошли в следующий порт Мансанильо. Следующее утро застало нас на переходе из Кайбарьена в Мансанильо. Какие звучные и романтические названия на Кубе! Машина в морском режиме, а идем не так скоро, как следовало бы. Вечером и ночью был восточный ветер около 4—5 баллов, соответственно, и ход 13 узлов. Теперь, когда мы миновали Наветренный пролив между островами Куба и Гаити и повернули на запад, скорость увеличи лась до 15 узлов. В общем, остров Куба по сравнению с нашей великой страной как-то необычно мал. Чтобы обогнуть его полностью (это менее 2555 километров, примерно 1380 миль), нам потребуется не более четырех суток (что-то сравнимое с Японией). Уже после восьми часов утра на траверзе бухты Гуантанамо встретили целое соедине ние североамериканских военных кораблей, проводивших учение. Я убежден, что наша жесткая государственная позиция по вопросу присутствия США на Кубе, в частности, на базе Гуантанамо, совершенно справедлива. Что де лает здесь военно-морское соединение — эскадра великой державы в территори альных водах маленькой, суверенной и, скажем откровенно, недружественной им республики Куба? Это особенно остро ощущаешь, когда сталкиваешься вблизи мир ных, живописных берегов острова с этой грубой, нахальной, навязчивой силой. Что они цепляются за эту бухту Гуантанамо? Ну побалансировали тут вместе с нами в начале 60-х годов на грани мировой ядерной катастрофы, кажется, образу мились тогда, пора бы и меру знать. Так нет, все еще суетятся, что-то демонстриру ют и, естественно, вызывают острую неприязнь у многочисленных торговых судов стран Европы, Азии, Африки, других американских государств, которые идут в разных направлениях мимо берегов Кубы. Сегодня в этом районе у юго-восточного побережья острова особенно жарко: в тени +36°, на солнце — пекло. В машинном отделении — +46°, даже в жилых поме щениях с кондиционерами дышать нечем. Это настоящие тропики — побережье Карибского моря, самого теплого тропического моря в западном полушарии. Жар ко, душно, влажно — тропики! К вечеру подошли к лоцманской станции на мысе Кабо-Крус, южном входном мысе обширного залива Гуантанамо, этаком «подбрюшье» юго-восточной части острова. На связь пока никто не выходит, лоцманского судна не видать. Легли в дрейф в ожидании связи. Район плавания довольно свободный, но и здесь лоцман ская проводка обязательна, приходится выполнять Правила плавания в террито риальных водах Кубы. А лоцман, между прочим, прибыл только утром: «Большое судоходство, извините, не хватает лоцманов, товарищ капитан!». «Ну, если не хва тает лоцманов, это хорошо, значит, у вас процветает внешняя торговля?» — «Да, хорошо, работаем!» Снялись с якоря и пошли в порт. Сегодня у нас судовой юбилей! Год назад 3 июля 1984 года на немецкой судо верфи «Варновверфт» был поднят Государственный флаг на теплоходе «Анатолий Ляпидевский», последнем двадцать седьмом судне большой серии балкеров, пост роенных германскими судостроителями для Мурманского морского пароходства. Это была серия крепких, добротно сработанных морских судов — двадцатитысяч- ников, способных работать в зимних арктических ледовых условиях. По случаю торжественного подъема флага построен экипаж судна. Капитан поздравил всех с 284
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz