Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
На Кубе все близко. Не прошло и суток, а мы уже входим на внешний рейд следующего порта Кайбарьен. После 16-ти часов приняли на борт лоцмана у при емного буя и пошли на внешний рейд к месту якорной стоянки. Через полчаса от дали якорь, а до самого порта и города 16 миль. Рейд неплохой, сравнительно за щищенный, глубины приличные, но неровные. Лоцман рассказывает, что по сосед ству очень хорошие пляжи, богатые рыбалки и прекрасные места для отдыха. Знаем мы об этом, дорогой Мигель! Бывали тут неоднократно, стояли «до одури» в ожи дании выгрузки, снимались с якорей, уходили и снова возвращались — многое вспо минается. Вот, например, особенно памятный 1977 год на теплоходе «Капитан Панфи лов». Во второй половине марта пришли тоже на внешний рейд с грузом удобре ний. А тут уже стоят 8 судов, все — россияне: черноморцы, балтийцы, наш «Нина Куковерова», стоят в ожидании выгрузки. А утром следующего дня — уже один надцать! Стоянка в те времена была очень тяжелая. Читаю записи в дневнике тех лет: «Стоим на двух якорях. Была неприятная и неспокойная ночь. Ветер от севера — северо-запада 18—22 метров в секунду Якорные цепи сильно дергает — крупная волна, судно тяжело груженное, машина периодически подрабатывает. В 4-х ка бельтовых (чуть более 700 метров) уже десятиметровые глубины, а в шести кабель товых — берег — сплошной прибой». Первым снялся с якоря наш «Повенец». Капитан, мой бывший старший помощ ник, предварительно вызвал на связь посоветоваться — якоря плохо держат. А что тут советоваться, дорогой, — снимайся с якорей, чем быстрее, тем лучше, и иди в море штормовать — у тебя борт высокий, большая парусность, прогноз плохой — снимайся и в море! Снялся, поблагодарил и пошел штормовать. А после 9 часов утра и у нас канат начал протягиваться по звездочке шпиля. Сниматься с якоря! В 9 часов 20 минут выбрали оба якоря, подрабатывая машиной порой до среднего хода, и пошли в открытое море штормовать. Из 11-ти стоявших на рейде судов в течение двух часов снялись и ушли в море почти все. Некоторые побрели в сторону Гаваны: кто просить пресной воды, а дру гие — просто от некуда деваться. Проблемная ситуация для капитанов — на яко рях не отстояться и идти некуда. Ветер жестокий, штормовой, грунт неважный: пе сок, камень, коралл — якоря держат плохо. Вот такие бывали ситуации в этих в общем-то благодатных краях, да еще в окрестностях Садов короля! Ну а теперь легче — июнь, лето! Погода замечательная, особенно по утрам. А вот в дневные часы очень жарко, до +36° и более в тени, на море почти штиль, только чуть заметная рябь. Через полчаса после постановки на якорь набежали (на катере, разумеется) пред ставители властей — 9 человек. Вот эти молодцы всегда на месте. Агент, два тамо женника (они будут все время стоянки судна на рейде), форман (грузовой предста витель), санинспектор, шипчандлер, пограничник, два представителя от капитана порта — полный букет, все с бумагами, все при деле! Капитан, если хочешь спокой но и благополучно стоять, накрывай! Что делать, как говорила моя покойная ба бушка: «Попал в стаю — лай не лай, а хвостом виляй! И все же администрация Кайбарьенского порта оказалась более деловитой. Уже в семь часов утра буксир привел три плашкаута по 200 тонн грузоподъемностью и ошвартовал у наших бортов. Через полчаса подошел пассажирский мотобот — при ехали грузчики. Началась выгрузка хлопка из двух трюмов одновременно. Начало ободряющее. Форман — руководитель грузовых работ — человек лет пятидесяти, чисто европейской наружности, судя по первым впечатлениям, человек суровый, 282
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz