Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
печать судовую не забудь «шлепнуть». Что поделаешь — в каждой избушке свои погремушки! На рейде Мариэля тесновато, шесть судов стоят на якорях на рейде и, кажется, пять у причалов — стоять нам тут не перестоять. Кстати, нынче в кубинских пор тах находятся в основном наши суда: черноморцы, балтийцы, даже дальновосточ- ники. Вот и в этом порту большинство мурманчан. У причалов стоят: «Валя Ко тик», «Мурман», на внешнем рейде уже которые сутки болтается в дрейфе «Миха ил Стрекаловский». Дело в том, что вход в порт ограничен осадкой в 31 фут. У «Стрекаловского» больше, поэтому теперь идут переговоры в треугольнике: Ма- риэль—Гавана—Мурманск. Нам повезло: осадка 29,5 фута, и мы удачно проско чили в порт, хотя, честно говоря, и не знали точно об этом ограничении. Да, с одной стороны, хорошо — оживленно, часто неожиданные встречи с дру- зьями-земляками, а повезет, в портах встретишь старого приятеля-капитана, быв ших помощников — обмен визитами, информацией, бывают совместные поездки на экскурсии, на рыбалку. С другой — простои, неопределенность, «болото». Мариэль, один из крупных кубинских портов, находится северо-западнее сто лицы Гаваны. Бухта Мариэль хорошо защищена от ветров и волнения с моря. В районе бухты в течение года преобладают северные и юго-восточные ветры, их сила обычно не превышает 4 баллов, правда, зимой, бывают редкие, но сильные порывы. Высота прилива в бухте не превышает полметра. Вход и выход осуществ ляется круглосуточно. Порт доступен для судов длиной до 192 метра. А вот сейчас заходил черноморец «Совфрахт» длиной 212 метров, но по словам лоцманов, это предел возможного. В порту имеются комплексы для перевалки грузов, главный из которых Ос- вальдо-Падрон. Это три причала: № 5, 6, 7 (мы сейчас стоим у причала №5 с осад кой кормой 8,9 метров). Этот причал единственный, способный принять наше суд но. Причалы сахарный и цементный тоже солидные сооружения, но они специали зированные. И еще вновь строящийся причальный комплекс, безусловно, позволит вести обработку судов быстрее. Между тем наша стоянка в Мариэле продолжается. Ожидаем на рейде осво бождения причала и начала выгрузки. Каждый день на судно приезжают агент Мамбисас и таможенник. Посидят, поговорят ни о чем, по чашке кофе, и... ничего нового, конкретного. Такое впечатление, что мои запросы их не очень волнуют: «Но у нас здесь так хорошо, вы наши друзья, стойте и не волнуйтесь. Когда из Гаваны позвонят, мы сразу же поставим вас к причалу и начнем выгружать!». Очень мило — главное не волнуйтесь — выгрузим. Старпом продолжает нагнетать обстановку. Одно учение за другим. Последнее проходит под названием «Оставление судна». Занятие, безусловно, важное и очень нужное. Сначала старпом показал всем плот на палубе, его принадлежности (плот учебный в раскрытом виде). Объявили шлюпочную тревогу: плот — за борт, шлюп ку — на воду. Весь экипаж (кроме капитана и вахты, разумеется) — с борта — в воду (на рейде свободно, штиль, температура +30°, вода +27°), а оттуда уже на шлюпку и на плот. Почти все моряки охотно ныряли с борта в воду — судно с грузом, надводный борт невысок. В принципе хорошо, полезно, поучительно, н о ... неорганизованно. Как только поступила команда: «Оставить борт судна» — все с радостным визгом и хохотом попрыгали в воду, кто куда. Старпом после изрядных усилий овладел ситуацией и кое-как завершил уче ние. Тем не менее, мероприятие было очень полезно: психологический барьер в по добной ситуации, хотя и в идеальных погодных условиях, был успешно преодолен. 277
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz