Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
низацией культурно-просветительных мероприятий. Много молодых женщин не сут службу в вооруженных формированиях и силовых структурах. Куба как самостоятельная страна по социально-экономическим, культурным, материальным и многим другим показателям в целом как государство стоит на первом или на одном из первых мест в ряду всех Латиноамериканских стран. Это и занятость населения, и рост доходов, и развитие образования, обеспечение жильем, состояние науки, культуры. Смею утверждать, что мы, моряки, долгое время рабо тавшие на порты многих стран Центральной Америки, знаем это не понаслышке. А мы идем Старым Багамским проливом на запад вдоль северного побережья Кубы мимо островов Камагуэй, тех самых, которые во времена Колумба называли Сады короля. Острова действительно сказочной красоты. Правда, приближаться к ним весьма опасно: очень много коралловых рифов самых причудливых форм и размеров. Да и глубины очень неровные. На фоне пространных мелководий иног да всего в полумиле от берега глубина вдруг обрывается на многие сотни метров, а рядом торчат, словно зубья дракона, коралловые островки. В этом прибрежном районе северного побережья Кубы судоходство уже сравнительно оживленно. Суда идут во всех направлениях. Хозяева-кубинцы «чешут» прямо во встречном потоке. Для них система разделения, кстати, ими же установленная, вроде как и не суще ствует. Вообще наши друзья — ребята веселые, общительные, но в плане выполне ния своих обязанностей по части судоходства, лоцманских и многих портовых ме роприятий партнеры, скажем мягко, не очень обязательные. Ну, это, вероятно, на циональная черта, трудно что-либо поправить. С другой стороны, они очень активно и доброжелательно отзываются на лю бые просьбы, призывы. Если попросить дополнительно подкрепить груз, даже в сверхурочное время, нет проблем. То же и портовые власти, пограничники, всегда относятся к нам, как к добрым старым друзьям. Спустить в порту или на рейде шлюпки, съездить на рыбалку или на пляж, пожалуйста: «Вам всегда можно!». 4 июня в 14.00 по местному времени пришли на внешний рейд кубинского пор та Мариэль и легли в дрейф в ожидании лоцмана для ввода в порт. Закончился переход из Ленинграда на Кубу, который продолжался 19 суток и прошел в общем благополучно, если не считать двух суток сплошного тумана на подходах к Ла- Маншу и частично в проливе. Через два часа на катере прибыл портовый лоцман, снялись с якоря и пошли на внутренний рейд. Порты Кубы замечательно хороши тем, что у подавляющего большинства отличные условия заходов, что называется, завернул за угол и... в порту! Почти все крупные порты расположены в удобных закрытых бухтах и отделяются от моря короткими и довольно удобными пролива ми. Такой заход и в Мариэль: снялись с якоря, развернулись, чуть подправили курс на ось входного фарватера и легко, словно скользнули, прошли во внутреннюю гавань. Погасили инерцию, свалились вправо от линии входных створных знаков, полуразворот, малый ход назад, небольшая пауза, и правый якорь устремился в темную глубину бухты. Встали на якорь. Но заход в любой кубинский порт — это еще далеко не выгрузка. А вот и старые друзья — представители всяких береговых властей в количестве 7 человек на портовом катере прибыли. Агент, представитель порта, пограничники, таможенники, ветеринарный и фитоинспекторы. Они все знают, все могут, все умеют, только одного пустяка не знают: когда начнут и за кончат выгрузку! Это не по их части — для них это вовсе неважно. Они, по-моему, убеждены, что суда приходят и уходят исключительно для того, чтобы оформлять приходы, отхо ды и, конечно, угоститься у капитана. Бумаг тьма — 10 экземпляров судовой роли, далее уже никто толком не знает, сколько и для чего, подписывай и — главное — 276
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz