Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

мерных промысловых и каботажных судов в прибрежной зоне. Уже прошли скоп­ ление паромов, пассажирских катеров, небольших изящных теплоходов, стреми­ тельных крылатых судов на морской переправе — английский порт Дувр и фран­ цузский Кале. А слева под щедрыми лучами солнца во всей традиционной живо­ писности, словно после хорошей освежающей чистки, засверкали великолепные виды французского побережья: Кале, Булонь, позади Дюнкерк. Я с приятной грус­ тью вспоминаю эти оживленные, яркие города — порты северо-западного побере­ жья Франции. Во время многолетней работы на судах Мурманского морского па­ роходства, плававших на линии Канада—Континент, наши моряки были частыми гостями английских, французских и других портов Западной Европы. Итак, самая узкая часть проливов Па-де-Кале и Ла-Манш между Дувром и Кале осталась позади. Следуем на запад в попутном судовом потоке. Но после полудня видимость снова начинает резко меняться. С небольшим усилением юго-западного ветра поползли сначала редкие, потом более плотные полосы тумана. Я уже 19 ча­ сов практически не сходил с мостика за исключением перерывов по 15—20 минут на завтрак и обед. Поэтому, пока на вахту заступил старпом и условия плавания вполне удовлетворительны, спустился с мостика в каюту отдохнуть часа три до вечерней вахты третьего помощника, которая начинается в восемь вечера. 22 мая в 6 часов утра «Анатолий Ляпидевский» прошел траверз оставшегося по левому борту французского острова Уэссан и устремился в сияющие под веселым утренним солнцем безбрежные просторы Атлантического океана! Старый знако­ мый! Встречались и расставались многократно и каждый раз по-разному. Координаты судна «на сию», как выражаются моряки: широта 48°22’ северная, долгота 6° 17’ западная, в 45 милях к западу от Уэссана, легли на курс 255°, с расче­ том выйти по дуге большого круга северо-западнее Азорских островов и далее во­ сточнее Бермудского архипелага на пролив Кайкос. Погода почти устойчиво весенняя: ветер западный 4 балла, океан 2—3 балла, ясно, солнечно, видимость 12— 15 миль, температура наружного воздуха (за бор­ том, как говорят моряки) +13°, а океанская вода +10° — еще прохладно! Да, океан велик! И можно добавить — очень многолик, в основном в зависимо­ сти от времени года. Сейчас во второй половине мая — хорош! Веселая, легкая, играючи взлетающая невысокая волна искрится под солнцем и плещет о могучий борт корабля. Небольшая пологая зыбь с западных направлений будто пробует «на зуб» возможности и стать нового трансатлантического лайнера «в черном смо­ кинге». А путь у нас впереди далекий. Кратчайшее расстояние по ДБК от выхода из Ла-Манша до входа в Кайкос (у Кубы) 4120 миль — это 7630 километров. Если (при условии хорошей погоды) судно идет в среднем по 320 миль, то оно пересечет такое расстояние за 13 суток. Это оптимальный вариант плавания. Бывалые, рас­ четливые мореплаватели, как правило, кладут «на круг» 15 суток. Океанское плавание — это особый разговор! Первоначально, когда судно идет из Европы к Американскому континенту, в Северной Атлантике, экипаж держится как бы на взводе — готов к любой неожиданной выходке батюшки-океана. Теперь же лето не за горами, поэтому океан вполне благосклонен, да и мы — не новички! Матросы под руководством плотника и при добровольном техническом обес­ печении со стороны стармеха уже полным ходом сооружают на корме небольшой плавательный бассейн. Правда, погода пока для его использования неподходящая. Ну, ничего — ценна инициатива моряков, а бассейн скоро будет загружен через край — дело времени. В океане сегодня еще сравнительно оживленно: весь день в пределах видимости находятся два-три и более судов. С одним даже пришлось активно расходиться в 269

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz