Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

беспредела размножившийся береговой персонал пытается оправдать свое существо­ вание. Но как говорят моряки: «Спаси нас Бог на берегу, а в море— сами разберемся!». Огорчил прогноз: ночью в Ла-Манше, самом сложном и неприятном месте на переходе, ожидается туман. Да, в мае этого следует ожидать. А пока погода при­ личная: ветер северо-восточный 3 балла, море 2 балла, ясно и солнечно, но по гори­ зонту небольшая дымка. Температура за бортом +12°. Скорость судна около 15 узлов, проходим за вахту по 56—58 миль. Машина в экономическом режиме — 125 оборотов в минуту. Судов на видимости немного. Нынче замечен значитель­ ный спад в судоходстве во всех районах Мирового океана, как в Европе, так и у Американского и других континентов. Некоторое оживление, правда, не затухает на путях между Японией и западным побережьем Северной Америки. Но теперь на просторах многих заливов, морей и даже прилежащих к океанам шельфов становится намного больше нефтяных платформ. Особенно этим отлича­ ются Северное, Норвежское (юго-западная часть) моря, Мексиканский залив и дру­ гие районы мира. Это, в принципе, имеет положительный фактор и в судовожде­ нии: надежные ориентиры для определения, вернее, контроля и уточнения места судна, особенно в условиях ограниченной видимости. Но есть и обратная сторона медали: они же нередко являются опасными объектами, тоже в условиях тумана, мглы, снегопада, в темное время суток. В то же время современные технические средства судовождения все более снижают эти риски. Старший помощник Долгов, используя хорошую погоду, вечером занимается с палубной командой освоением и правилами использования сигнальных средств (пиротехники). Стармех Тимофеев со своими подопечными разбираются с мотор­ ной спасательной шлюпкой: изучают, перебирают, проверяют моторное хозяйство. А боцман решительно взялся за ошкрабку и грунтовку палуб — молодцы, активно взялись за дело. К ночи видимость начинает ухудшаться. Все будто по заказу: Ла-Манш, ночь, туман. Видимость сократилась до 3—4 миль; есть тенденция к дальнейшему ухуд­ шению до 1,5—2 миль. Утром 21 мая вошли в пролив Па-де-Кале, он же Дуврский пролив. Видимость 2—3 мили. Судов немного, но входить в этот пролив с востока всегда сложно, а при пониженной видимости иногда небезопасно. Суда, следующие в западном направ­ лении из Северного моря, идут различными курсами и втягиваются в эту сужающу­ юся воронку под различными курсовыми углами и скоростями относительно друг друга. Вот и возникают быстро меняющиеся ситуации, когда необходимо постоян­ ное напряженное наблюдение за поведением соседей и постоянная готовность к принятию срочных и верных решений по управлению судном. Тут решающее зна­ чение имеют знания, опыт и решительность капитана по управлению. Естественно, большую роль в обеспечении безопасного плавания в этом районе играют твердое знание навигационных условий и местных условий на этом участке. После восхода солнца видимость постепенно улучшилась, небо прояснилось, чуть заметный южный ветерок раздвинул завесы ночного тумана. Такое впечатле­ ние, будто в проливе, как в квартире, начинается утренняя приборка: все больше плавучих буев, ограждающих рекомендованные пути и зоны разделения. Все боль­ ше появляется в пределах видимости попутных судов, которые тоже как бы по вза­ имной договоренности корректируют свои курсы и скорости, стараясь идти при­ лично и не досаждать соседям своими неудачными маневрами. Вот открылись берега Южной Англии: белые, меловые, сравнительно высокие и обрывистые, опрятные; ухоженные постройки, береговые маяки и масса мало­ 268

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz