Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
19 мая после двух часов пополуночи подошли к паромной переправе Корсер. Это самое сложное для прохода в проливах место. Немало судов тут сталкивались, сидели на каменистой отмели. В начале шестидесятых оказался на камнях наш теп лоход «Дашава». В начале восьмидесятых в проходе у Корсера столкнулись суда морского флота дизель-электроход «Оленек», направлявшийся в экспедиционный рейс к Антарктическому материку, с теплоходом «Генерал Шкодунович». На ди- зель-электроходе погибло несколько моряков. Главная причина трагедий — это узкий фарватер, сильные течения и очень ожив ленная паромная переправа между главными датскими островами. Теперь через этот проход воздвигнут современный мост, и навигационные проблемы практи чески изжили себя. А мы подошли к проливу в самое благоприятное время: после полуночи. Хоро шо идти на этом участке в такой благодатный майский ночной час: тишина, прак тически только сумерки, видимость отличная, ни яхт, ни паромов. Правда, в самом проходе Эстер Реннен идут навстречу два судна, но держатся в полном соответ ствии с правилами плавания в узких проходах. Капитан все равно находится на мостике: условия плавания обязывают. Вспоминаются времена, когда мы работали на линии Мурманск—Росток, а так же в польские порты Щецин, Гдыня по перевозке апатитового концентрата в ГДР и Польшу на больших рудовозах «Дмитрий Донской» и «Звенигород». На всем переходе в балтийских проливах от Скагена до Ростока и далее к востоку на рас стоянии 250 миль в течение почти 20 часов капитаны, как правило, спускались с мостика 2—3 раза наскоро перекусить. От узкости Эстер Реннен до мыса Скаген плавание более-менее спокойно. Про лив Каттегат в основном неудобен разве что множеством мест разделения, соеди нения и пересечения рекомендуемых путей и массой маломерных рыболовных су дов, как правило, не соблюдающих элементарные правила плавания в узкостях. Они нередко создают большие помехи для судов, особенно для крупнотоннажных с предельной осадкой и ограниченными возможностями для маневрирования. Но теперь весна, много светлого времени, кажется, не лучшие рыбные уловы. Вот миновали траверз маяка Шеланс-Рев, еще один из бесконечных поворотов у места разделения фарватеров, и побежали глубоководным направлением к ост рову Анхольт. Видимость отличная, судов немного, плавание спокойное. После 16 часов на вахте старшего помощника миновали Скаген и вышли в про лив Скагеррак. Если немного обобщить, то в Северное море. Строго говоря, Ска геррак не смотрится как пролив, это более похоже на приличную губу в северо- восточной части моря, которое в старину именовалось Немецким. Шли от Ленинг рада до Скагена ровно трое суток. Пробежали отлично, погода, видимость и вся обстановка благоприятствовали плаванию. Кстати, это здесь случается нечасто. Пользуясь спокойными погодными условиями, моряки на судне заняты обще ственными мероприятиями: проводятся совещания, техническая учеба. Особое ме сто в первые дни после выхода из отечественных портов занимает проработка всех материалов, поступивших из пароходства. Всего получили из Мурманска 15 бан деролей. Чего там только нет! Правда, большая часть — газеты и журналы. Однако и служебных документов много, и то сказать: «...давно мы дома не были!». Тут и «Итоги работы судна за ...квартал» и «Производственно-финансовый план на год» (уже почти половина прошла!), масса различных инструкций по безопасности мореплавания, сохранности перевозки грузов, по охране труда и технике безопас ности. Среди них есть толковые, но часто — дежурные. Что поделаешь — до 267
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz