Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
ни, отличная видимость. Правда, по мере подхода к проливам движение станови лось все более оживленным: много мелких рыбацких судов, спортивных, прогулоч ных, праздничных катеров, яхт. За сутки прошли более 350 миль со скоростью более 14 узлов. Старпом утверж дает, что это результат оптимального дифферента 15—20 сантиметров на корму. Судоводители т/х «Анатолий Ляпидевский» (третий слева — автор книги Разумеется, это одна из причин, но есть и другие факторы — нужно проверять, систематизировать, анализировать. Это очень серьезная работа в длительных мор ских плаваниях. Вечером провели «штурманский час»: капитан дал задание всем штурманам провести навигационную проработку перехода Ленинград—Куба. После 18 часов миновали плавмаяк Мен юго-восточный и вошли в зону регулируемого движения. Практически началось плавание балтийскими проливами. Путь от плавмаяка Мен юго-восточный у начала системы до выхода в Северное море протяженностью око ло 300 миль проходит через сплошные проливы: Кадет-Реннен, Фемарн-Бельт, Зунд, Большой и Малый Бельт, Каттегат, Скагеррак — звучит! Это весьма сложный и небезопасный морской участок, соединяющий Балтийское море с Северным. Местами довольно узкие фарватеры, ограниченные глубины для современных крупнотоннажных судов, множество навигационных опасностей: отмели, мелкие островки, каменистые банки, на ряде участков (наиболее узких, как правило) силь ные течения, которые трудно учитывать. Довольно часто в проливной зоне бывает ограниченная видимость: туманы, осадки, зимой сильные снежные заряды. И ко всему сказанному оживленное судоходство транспортных судов, нередко массы рыболовных мелких сейнеров, тральщиков, спортивные парусные суда. Очень ин тенсивное движение паромов на многочисленных переправах между Швецией, Да нией, Германией, Польшей и т. д. 266
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz