Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

ни, отличная видимость. Правда, по мере подхода к проливам движение станови­ лось все более оживленным: много мелких рыбацких судов, спортивных, прогулоч­ ных, праздничных катеров, яхт. За сутки прошли более 350 миль со скоростью более 14 узлов. Старпом утверж­ дает, что это результат оптимального дифферента 15—20 сантиметров на корму. Судоводители т/х «Анатолий Ляпидевский» (третий слева — автор книги Разумеется, это одна из причин, но есть и другие факторы — нужно проверять, систематизировать, анализировать. Это очень серьезная работа в длительных мор­ ских плаваниях. Вечером провели «штурманский час»: капитан дал задание всем штурманам провести навигационную проработку перехода Ленинград—Куба. После 18 часов миновали плавмаяк Мен юго-восточный и вошли в зону регулируемого движения. Практически началось плавание балтийскими проливами. Путь от плавмаяка Мен юго-восточный у начала системы до выхода в Северное море протяженностью око­ ло 300 миль проходит через сплошные проливы: Кадет-Реннен, Фемарн-Бельт, Зунд, Большой и Малый Бельт, Каттегат, Скагеррак — звучит! Это весьма сложный и небезопасный морской участок, соединяющий Балтийское море с Северным. Местами довольно узкие фарватеры, ограниченные глубины для современных крупнотоннажных судов, множество навигационных опасностей: отмели, мелкие островки, каменистые банки, на ряде участков (наиболее узких, как правило) силь­ ные течения, которые трудно учитывать. Довольно часто в проливной зоне бывает ограниченная видимость: туманы, осадки, зимой сильные снежные заряды. И ко всему сказанному оживленное судоходство транспортных судов, нередко массы рыболовных мелких сейнеров, тральщиков, спортивные парусные суда. Очень ин­ тенсивное движение паромов на многочисленных переправах между Швецией, Да­ нией, Германией, Польшей и т. д. 266

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz