Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

В центральном посту управления (ЦПУ), а проще в машинном отделении, тоже четырехчасовые вахты, точно в таком же порядке стоят второй механик и мотори­ сты — два или один, в зависимости от степени автоматизации силовой установки, затем — четвертый механик (одновременно со старпомом) и с 8 часов утра — тре­ тий механик. На дизель-электрических и атомных ледоколах вахтенная служба как на ходу, так и на стоянках имеет некоторые особенности. У радистов, в настоящее время, как правило, их двое, свои шестичасовые вах­ ты, иногда по законам и распорядку радиосвязи на море. Организация морских вахт на судах — явление уникальное и безупречно четкое. Судно идет круглосуточно неделями, а иногда и месяцами. Но, когда бы в тече­ ние суток Вы не поднялись на ходовой мостик или не спустились в машинное отде­ ление, там всегда бодрствуют моряки — службу правят! И это очень благотворно сказывается на психологии всего экипажа: каждый уверен — служба идет. Вахтенная служба — основа деятельности экипажа в плавании. Соответствен­ но, к порядку несения вахт подстраиваются и другие службы на корабле. Напри­ мер, организация питания экипажа. Режим питания по времени на судне тоже безу­ коризненно отработан и исполняется неукоснительно. Согласно морскому уставу на судне в морском плавании практикуется официально четырехразовое питание: завтрак, обед, вечерний чай и ужин. Каждый прием пищи в течение часа обеспечи­ вает обслуживание членов экипажа, заступающих на вахту (при завтраке с 7.30) и освободившихся с вахты (допустим при обеде с 12.30 до 13.30). То же самое обеспе­ чивается при вечернем чае и ужине. Качество приготовляемой пищи — это уже дру­ гая тема. Тут главное — в наличии и ассортименте имеющихся на борту продуктов и, конечно же, в квалификации и опыте работников пищеблока. Да, питание эки­ пажа всегда было и есть одним из главных условий благополучия на судне. Кроме несения вахтенной службы на судне проводится ряд судовых, неотлож­ ных работ по поддержанию корпуса, устройств, судовых механизмов и систем в исправном техническом состоянии. Этими делами занимаются судовые постоян­ ные бригады под руководством старшего механика, старпома и других судовых командиров. С выходом в рейс проводятся другие обязательные мероприятия: со­ вещания командного состава, производственные совещания служб, общесудовые собрания экипажа, учебные тревоги, судовые учения и тренировки экипажа, пла­ новые осмотры судовых устройств — рулевого, якорного, шлюпочного, пожарно­ го и др., а также мероприятия по организации техники безопасности, командир­ ская и техническая учеба и, конечно же, культурно-развлекательные мероприятия для членов экипажа, особенно при благоприятных условиях плавания. Время на судне чрезвычайно спрессовано. То, на что в береговых условиях ухо­ дят многие недели и месяцы, на судне совершается в несколько дней. Современное судно — это большое и сложное предприятие, которое на длительное время стано­ вится совершенно автономным. По сути судно и экипаж — это одновременно и производственное эксплуатационное предприятие, и механический цех, и гостини­ ца со своими постояльцами, и учебно-производственное заведение, где регулярно идет учеба и повышение квалификации судоводителей, механиков, работников мас­ совых мероприятий. На судне все это сосредоточено в руках старшего помощника, механика, в конечном итоге, капитана. Они призваны решать все большие и малые вопросы самостоятельно, быстро, не откладывая и не перекладывая на кого-то. И время на судне всегда дороже денег! Наш рейс начался. Снова море, плавание, бесконечная вереница ходовых вахт. Мы уже миновали центральную Балтику и подходили к Борнхольму. Весенняя пого­ да продолжала баловать моряков — маловетрие, солнечно, много светлого време­ 265

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz