Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

паж имел право на более длительную и спокойную стоянку в приличном классиче­ ском английском порту. Но, к сожалению, этого не произошло. Лишь небольшие, в основном поспеш­ ные поездки, да краткие групповые походы по ближайшим припортовым улицам с дежурными заходами в заштатные магазины и частные лавки — это все, на что могли рассчитывать моряки. После окончания выгрузки зерна нас без промедления «выдвинули» из Глад- стоун пока на рейд реки Мерсей, являющейся главным водным бассейном Ливер­ пуля. Наше место под элеватором уже занимал следующий балкер-зерновоз. Пор­ товики максимально использовали сухую благоприятную погоду. А нас после суточной стоянки на рейде повели в следующий порт выгрузки Биркенхед. Это рядом, тоже на реке Мерсей, по статусу, пожалуй, аванпорт Ливер­ пуля, в который тоже нужно входить через систему шлюзов. Кстати, система шлю­ зов в Англии развита очень широко, что связано с большими перепадами воды в связи с приливами-отливами, а также стремительным течением. Поэтому с помо­ щью шлюзов обширные, с буйными водными стихиями акватории рек, особенно в устьевой части, превращены в спокойные, обустроенные закрытые бассейны. Вот в один из таких бассейнов нас и собрались ввести для последующей вы­ грузки. Тут у нас на судне случилось очень неприятное происшествие. Перед пол­ ным приливом, когда мы уже начали выбирать якорь для похода в шлюз, случи­ лось невероятное — сорвался со штатного места электродвигатель якорного шпи­ ля. Срезало крепежные болты, и двигатель просто-напросто свалился на палубу. Положение трагикомическое: якорь и четыре смычки-цепи в воде, якорный шпиль — бесполезная железная махина, электродвигатель валяется на палубе. Вдобавок вок­ руг него топчутся в недоумении и некоторой растерянности механики, матросы — случай небывалый в морской практике, по крайне мере, у нас. Небольшое замешательство прошло. Механики начали отчаянные попытки установить, точнее подвесить огромный агрегат на штатное место. Старпом с боц­ маном и матросами принялись выбирать якорную цепь с помощью различных при­ способлений через соседний шпиль. Время прилива и, соответственно, входа в со­ ответствующий док было упущено. Судно обрекалось на полусуточную междупри- ливную стоянку. Моряки изо всех сил пытались устранить дефекты якорного устройства и выбрать якорь-цепь, после чего поднять якорь. Полсуток потеряли, болтаясь между шлюзами, словно в переходном тамбуре. Надо отдать должное позиции англичан. Лоцман сообщил о случившемся пор­ товому контрольному посту. В ответ было предложено дать информацию с судна, когда будет устранено повреждение и мы будем готовы к движению. Вот и все требо­ вания. Миновало полсуток. Механики во главе со старшим механиком Владимиром Фоминым и электромехаником Николаем Смольяковым установили-таки сорвав­ шийся электродвигатель на штатное место и намертво укрепили. А палубная коман­ да во главе со старпомом Юрием Могилюком долго и очень трудно поднимали метр за метром якорную цепь. Сколько тут было проявлено инициативы, рационализа­ торства, сколько придумано способов ускорить работу, наверное, никто не смог бы подсчитать. И все же молодцы! Никто не ушел с полубака, пока восстановлен­ ный шпиль не громыхнул первыми звеньями цепи, легшими на его звездочку. Опробовали шпиль в работе на оба хода, осмотрели все ответственные узлы и детали, проверили еще и еще раз, и старшие командиры устало поднялись на мос­ тик с докладом капитану об устранении повреждений. Ах, дорогие мои коллеги, помощники, еще сравнительно молодые руководители судовых служб. Сколько же 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz