Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

торпедировал и потопил огромный английский пассажирский лайнер «Луизита- ния», завершавший обычный пассажирский рейс Нью-Йорк—Ливерпуль. На па­ роходе находилось около 2000 тысяч человек: экипаж и пассажиры. «Люди так и не смогли до конца понять и правильно оценить, чем же была эта катастрофа и во имя чего было уничтожено столько человеческих жизней». Эти слова из некролога о той жестокой трагедии. Эта катастрофа произошла именно здесь, где сейчас по данным штурманов проходит наше судно. Да, еще одна страшная трагедия на море. Вечная память невинно погибшим людям. Наш переход через океан практически заканчивается. Обогнув с юга остров Ирландия, вошли во внутреннее Ирландское море и 28 июля ранним утром прибы­ ли на внешний рейд знаменитого английского порта с многовековой историей Ли­ верпуль. Встали на якорь в ожидании ввода в порт (даже в два порта) для выгруз­ ки. Итак, завершился переход Канада—Англия. Шли от Монреаля до Ливерпуля 8 суток и 12 часов — отличное, надо сказать, время перехода. Обычно на такое расстояние отпускается 10 суток. Переход от Дулута до Ливерпуля без учета стоян­ ки в Монреале составил 13 суток, тоже неплохо. Ну вот, мы и в Европе! Перспектива обработки судна в Англии по первой полученной информации довольно мрачная. Агент в Ливерпуле сообщил предварительно, что начало вы­ грузки планируется 4 августа! А сегодня 28 июля. Семь дней стоянки на внешнем рейде Ливерпуля очень некстати — портит все предыдущие положительные резуль­ таты. Причины задержки выгрузки заключаются в большом скоплении судов на рейде и очень плохой дождливой погоде. Практически простояли на рейде 9 суток и вошли в порт только 6 августа, ошвартовались в бассейне Гладстоун под элева­ тор. Можно понять состояние моряков, пришедших из океана и вынужденных бол­ таться столько времени на внешнем рейде. Однако и моряки понимали ситуацию — почти каждый день идет дождь, и, естественно, выгрузка зерна с судов не произво­ дится. Кроме того, по информации агента, иногда навещающего судно, на берегу происходят какие-то не очень понятные события — забастовки, бесконечные встречи рабочих с хозяевами. Оказывается, в Англии тоже иногда умеют тянуть время в свою пользу. Впрочем можно добавить, что в принципе английские стивидоры ра­ ботают как-то неспоро и с виду неохотно. Вспоминаются долгие стоянки в доках Лондона при выгрузке лесоматериалов. Работы всегда велись в одну смену, вяло и непроизводительно. Помню, наши ребята откровенно смеялись над такой работой и шутя предлага­ ли: «Да Вы, Леонид Степанович, предложите им наши услуги! За хорошую оплату мы всю эту дощатую “дребедень” за два-три дня вывалим на причал!». Я уверен, что они сделали бы это с блеском, но... нельзя, ребята, — тут «свой монастырь — свои уставы». Ну, а что же Ливерпуль? После одного из посещений города, небольшой озна­ комительной прогулки, мой добрый друг и помощник Николай Николаевич Ма- тюничев после длительных размышлений веско заключил: «Да, подвылинял Ли­ верпуль. Да, пожалуй, и вся “владычица морей” тоже... как-то не смотрится». Муд­ рый старый моряк попал в десятку! После распада империи метрополия стала заметно скромнее во всех отношениях. И в Ливерпуле эти изменения заметны боль­ ше, нежели в небольших портовых городках. Ливерпуль, когда-то огромный великолепный, очень богатый портовый город, один из старейших городов на западе Англии, насчитывает более, чем тысячелет­ нюю историю. Население его свыше полумиллиона человек. Это прекрасно обуст­ роенный порт. Его грузооборот в последние годы составлял около 30 миллионов 258

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz