Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Практически мы находимся приблизительно в трехстах милях к северу от того мес та. И по информации судов погоды (ледового патруля), а также береговых служб США, Канады и СССР проходим наиболее опасный район в части наличия айсбергов. Что делать — стоять и ожидать, когда разойдется туман — занятие не благодарное, обходить этот «ледовый погреб» — слишком большой зигзаг полу чается, да и где они эти точные границы? Лучший выход из сложившегося положения — идти вперед, не акцентируясь особенно на прошлом, а прилагая максимум внимания, безупречно выполняя каж дый свои обязанности, используя все имеющиеся в распоряжении технические сред ства судовождения, собственный опыт и профессиональные знания. Несколько «объектов» — это явные эхосигналы айсбергов — миновали. Немного смущает то обстоятельство, что уже трое суток не встретили ни одного судна. А время для су доходства самое подходящее — разгар лета. Впрочем тут, вероятно, не более, чем простое стечение обстоятельств. Да и видимости нет, хотя... судовые радары бес прерывно ощупывают горизонт на всех шкалах дальности — от менее одной до 60 миль. Пустынно вокруг, тишина, сплошная стена тумана, да монотонно журчит вдоль бортов океанская холодно-голубая вода, точно, как в той незамысловатой морской песенке: «...за бортом вода соленая, а на локаторах тоска зеленая!». Да, бывает так в безбрежных океанских просторах — внешне все спокойно, бла гополучно, даже как будто безмятежно. Но шагаешь монотонно по мостику от борта к борту, и все же настороженность не отпускает ни на одно мгновенье, напрягает сознание, держит все внутри «на товсь». Как ни раскладывай, а тяжелогруженое океанское судно массой более 25 ОООтонн просто так не притормозишь и в сторону не увильнешь. Нужны время и пространство. Да мало ли еще что нужно при управ лении большим судном, особенно в сложных условиях плавания, когда туман, шторм, лед... 23 июля по информации с судов погоды и береговых служб, в частности мур манской, мы, наконец, миновали район, официально объявленный опасным от ай сбергов. Да и погода будто по заказу начала заметно меняться. Немного засвежел ветер от западной четверти, пелена тумана тоже как бы начала давать «трещины» — пошли узкие голубоватые просветы, явные признаки начинающегося рассеивания, появились первые солнечные лучи. А вот и коллега на экране радиолокатора объявился. Штурмана, чувствую, азар тно вцепились в цель! Первые, бодрые по тону голосов, доклады: «Судно, 14 миль, курс 290 градусов, скорость 13 узлов!» Это уже и для капитана звучит, словно му зыка, — движущийся объект: курс, скорость. Это не угрюмый, почти неподвижный айсберг — это судно! Значит, не одни мы в этом безбрежном и каком-то сковыва ющем пространстве. Помню в подобных ситуациях капитан-дальневосточник Н. Ф. Инюшкин добродушно бурчал: «Бродят тут, мешают друг другу... а дома дети ждут... да и жены, наверное». И всем вдруг становится легче, свободнее, весе лее — да, бродят тут всякие... вроде нас с вами! К вечеру следующего дня погода и вовсе разгулялась. Туман рассеялся, види мость 12—15 миль, солнечно, ветер попутный 5—6 баллов, чуть заметно покачива ет. Океан спокойно, мирно вздыхает. Я просматриваю на навигационной карте подходы к юго-западной оконечнос ти Ирландии. Остров Фаснет.... В памяти возникает одна, теперь уже почти забы тая, страшная морская катастрофа — преступное деяние человека на море. Суть ее вкратце такова. Спустя чуть более трех лет после гибели «Титаника», 7 мая 1915 года, во время Первой мировой войны один негодяй — иначе не выговаривается —- германский морской офицер, командир подводной лодки типа И-20 почти в упор 17— 1664 257
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz