Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
бенно потряс воображение даже бывалых моряков трагический случай с легендар ным английским парусным клипером «Ариэль», который в условиях жестокого шторма и огромной попутной волны совершил «кувырок через голову» и ушел вместе с экипажем под всеми парусами прямо в глубину океана. Это, наверное, была поистине ужасающая картина. Вечная погоня легендарных парусных клиперов за рекордами делала службу моряков-матросов на элегантных судах такого типа куда более опасной, чем на других кораблях. Историки утверждали, что дно океана за многие столетия было буквально завалено этими замечательными творениями ума, таланта и труда мно гих поколений кораблестроителей. Это, разумеется, история. А наш «Дмитрий Донской» 21 июля 1978 года после полудня вышел из пролива Кабота в Атлантический океан и устремился на восток, держась недалеко от южно го побережья острова Ньюфаундленд. Погода стоит традиционная для этого вре мени года в данном районе: маловетрие, невысокие температуры наружного возду ха в пределах +12—18° и... бесконечные туманы — видимость нулевая. Специали сты с научно-исследовательского судна «Пассат» и гидрометеослужбы из Мурманска определили границы распространения айсбергов на 21 июля и дали информацию на суда. Не имея сейчас под рукой карты, трудно определить место положение этих загадочных коварных соседей. Можно лишь уверенно сказать, что за последнюю неделю южная граница их расположения значительно сместилась на север, и это уже хорошо. Да, граница распространения айсбергов... понятие, с одной стороны, как бы несколько обнадеживающее, но с другой — весьма относительное, если не сказать довольно зыбкое. Во-первых, они, естественно, не дают свои координаты, подобно судам, хотя бы приблизительные и даже время от времени. Во-вторых, они непре рывно меняют свое местоположение, и мореплавателям очень приблизительно уда ется определить, куда и с какой скоростью они перемещаются. Правда, за ними ведут наблюдение специальные суда и самолеты ледовой разведки, но и тут вероят ность их точного определения места нахождения невелика. Особенно в такие перио ды, как теперь, — в летние месяцы, когда туманы иногда неделями вплотную лежат над океаном, и встреча с «блуждающим» айсбергом совершенно не исключается. Все это я, к сожалению, знаю не только теоретически и не понаслышке. Дело в том, что в 1956 году при плавании в Антарктику я был участником происшествия, когда наш дизель-электроход «Лена» столкнулся в Южном океане с огромным ай сбергом, следуя полным ходом. Я уже как-то упоминал, что в тот раз нам больше повезло, чем несчастному «Титанику» и его обитателям. Тогда нас спас от неми нуемой гибели чрезвычайно прочный корпус нового корабля, предназначенного для работы в арктических льдах. Кроме того, удар нашего корпуса оказался чуть более скользящим о жесткую кромку ледового плавучего гиганта. Хотя, судя по документам, «Титаник» в свое время тоже наехал на ледовую гору не лобовым вариантом. Миновали еще одни напряженные сутки. Плавание в восточном направлении продолжается. По-прежнему сплошной туман, видимость 50— 100 метров. А между прочим, согласно нашим навигационным определениям мы именно сегодня нахо димся в кратчайшем расстоянии от места гибели печально известного гиганта века пассажирского парохода «Титаник», от той роковой координатной точки океана, где с 14 апреля 1912 года в холодной темноте океана покоятся останки этого пре краснейшего, в свое время считавшегося непотопляемым, океанского лайнера. 256
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz