Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

бенно потряс воображение даже бывалых моряков трагический случай с легендар­ ным английским парусным клипером «Ариэль», который в условиях жестокого шторма и огромной попутной волны совершил «кувырок через голову» и ушел вместе с экипажем под всеми парусами прямо в глубину океана. Это, наверное, была поистине ужасающая картина. Вечная погоня легендарных парусных клиперов за рекордами делала службу моряков-матросов на элегантных судах такого типа куда более опасной, чем на других кораблях. Историки утверждали, что дно океана за многие столетия было буквально завалено этими замечательными творениями ума, таланта и труда мно­ гих поколений кораблестроителей. Это, разумеется, история. А наш «Дмитрий Донской» 21 июля 1978 года после полудня вышел из пролива Кабота в Атлантический океан и устремился на восток, держась недалеко от южно­ го побережья острова Ньюфаундленд. Погода стоит традиционная для этого вре­ мени года в данном районе: маловетрие, невысокие температуры наружного возду­ ха в пределах +12—18° и... бесконечные туманы — видимость нулевая. Специали­ сты с научно-исследовательского судна «Пассат» и гидрометеослужбы из Мурманска определили границы распространения айсбергов на 21 июля и дали информацию на суда. Не имея сейчас под рукой карты, трудно определить место­ положение этих загадочных коварных соседей. Можно лишь уверенно сказать, что за последнюю неделю южная граница их расположения значительно сместилась на север, и это уже хорошо. Да, граница распространения айсбергов... понятие, с одной стороны, как бы несколько обнадеживающее, но с другой — весьма относительное, если не сказать довольно зыбкое. Во-первых, они, естественно, не дают свои координаты, подобно судам, хотя бы приблизительные и даже время от времени. Во-вторых, они непре­ рывно меняют свое местоположение, и мореплавателям очень приблизительно уда­ ется определить, куда и с какой скоростью они перемещаются. Правда, за ними ведут наблюдение специальные суда и самолеты ледовой разведки, но и тут вероят­ ность их точного определения места нахождения невелика. Особенно в такие перио­ ды, как теперь, — в летние месяцы, когда туманы иногда неделями вплотную лежат над океаном, и встреча с «блуждающим» айсбергом совершенно не исключается. Все это я, к сожалению, знаю не только теоретически и не понаслышке. Дело в том, что в 1956 году при плавании в Антарктику я был участником происшествия, когда наш дизель-электроход «Лена» столкнулся в Южном океане с огромным ай­ сбергом, следуя полным ходом. Я уже как-то упоминал, что в тот раз нам больше повезло, чем несчастному «Титанику» и его обитателям. Тогда нас спас от неми­ нуемой гибели чрезвычайно прочный корпус нового корабля, предназначенного для работы в арктических льдах. Кроме того, удар нашего корпуса оказался чуть более скользящим о жесткую кромку ледового плавучего гиганта. Хотя, судя по документам, «Титаник» в свое время тоже наехал на ледовую гору не лобовым вариантом. Миновали еще одни напряженные сутки. Плавание в восточном направлении продолжается. По-прежнему сплошной туман, видимость 50— 100 метров. А между прочим, согласно нашим навигационным определениям мы именно сегодня нахо­ димся в кратчайшем расстоянии от места гибели печально известного гиганта века пассажирского парохода «Титаник», от той роковой координатной точки океана, где с 14 апреля 1912 года в холодной темноте океана покоятся останки этого пре­ краснейшего, в свое время считавшегося непотопляемым, океанского лайнера. 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz