Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

дельно суровые и опасные канадские воды. В юго-восточной части залив соединя­ ется с океаном более широким и безопасным для плавания проливом Кабота. При следовании на восток этим вариантом можно проходить широким и безопасным для плавания проливом Гаспе, имея слева Антикости, а справа довольно коварный архипелаг Магдален. Юго-восточнее островов Магдален уже предстает непосредственно атлантиче­ ское побережье полуострова Бретон, чем-то напоминающее северные берега Нор­ вегии, особенно в зимнее время. Такие же высокие обледенелые, с виду совершенно неприступные утесы и вечно грохочущий прибой океанской штормовой зыби. Эти районы известны еще высокими приливами. Однажды наш теплоход «Бухтарма» заходил в один из прибрежных поселков, кажется с названием Саут-Нельсон, за партией лесоматериалов на Европу или в Северную Африку. Почти на полном при­ ливе лоцман ввел судно в небольшую бухту, ошвартовал к довольно скромному деревянному пирсу и спросил капитана, бывал ли он здесь ранее. Поняв, что никто из судоводителей до этого здесь не бывал, лоцман предупредил, что на полном от­ ливе судно может полностью оказаться на суше, но беспокоиться не следует, так как грунт тут сравнительно ровный, только необходимо следить внимательно за швартовыми и в случае необходимости подбирать или «травить» их. Был вечер, ближе к полуночи. А утром изумленный экипаж действительно обнаружил, что их «океанская гончая» «Бухтарма» преспокойно стоит на ровном сухом берегу, слов­ но большая супница на столе. Д а ... коснуться грунта, сесть на мель, наконец... ну, случается. Но вот так про­ сто... как на блюдечке — на сухом бережку... Извините?! А местные канадцы спо­ койно подвозят и грузят лес. Бывает... А еще залив Святого Лаврентия славится своим строптивым, нередко жесто­ ким характером, особенно в осенний и зимний периоды. Стремительные, очень из­ менчивые течения, неожиданные ветры, срывающиеся с высоких берегов типа на­ шей новоземельской «Боры», сложная ледовая обстановка зимой, высокая, крутая, очень хлесткая волна. Больше всех в этих каторжных широтах доставалось нашим морякам с «Повенцов» и «Пионеров». Эти небольшие по размерам суда со сравни­ тельно слабыми машинами, с постоянно обмерзающими надстройками, мачтами, снастями частенько бывали похожи на мрачных призраков из остросюжетных мор­ ских рассказов. Недаром один старый капитан сказал: «Работа на “Повенцах” в зимней Канаде — это высший пилотаж в мореплавании!». После выхода из пролива Кабота в Атлантический океан пути судов, как пра­ вило, расходятся. Одни почти вплотную, подрезая мыс Рей на юго-восточной око­ нечности Ньюфаундленда, стремятся по дуге большого круга через Большую Нью­ фаундлендскую банку на север Европы, в Англию, Норвегию, Россию. Путь, прямо скажем, нелегкий — айсберги, туманы, штормовые депрессии. Но этим невзгодам успешно противостоят средства судовождения, радары, радионавигационные сис­ темы, прогнозы судов погоды и береговых метеостанций, наконец, опыт, знания, мастерство судоводителей. Другие прокладывают курсы на Гибралтарский пролив на юг Европы, в Сре­ диземное море, на север Африки. Это, пожалуй, самый обширный и оживленный путь с далеких еще парусных времен флота, с эпохи изящных парусников: фрега­ тов, корветов, «океанских гончих» — клиперов. Бывали и на этих маршрутах страшные трагедии, например, с «Титаником», «Андреа Дориа», «Стокгольмом», знаменитым парусником «Памир», нашедших свою гибель при различных роковых обстоятельствах в океанских безднах. Осо­ 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz