Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
дельно суровые и опасные канадские воды. В юго-восточной части залив соединя ется с океаном более широким и безопасным для плавания проливом Кабота. При следовании на восток этим вариантом можно проходить широким и безопасным для плавания проливом Гаспе, имея слева Антикости, а справа довольно коварный архипелаг Магдален. Юго-восточнее островов Магдален уже предстает непосредственно атлантиче ское побережье полуострова Бретон, чем-то напоминающее северные берега Нор вегии, особенно в зимнее время. Такие же высокие обледенелые, с виду совершенно неприступные утесы и вечно грохочущий прибой океанской штормовой зыби. Эти районы известны еще высокими приливами. Однажды наш теплоход «Бухтарма» заходил в один из прибрежных поселков, кажется с названием Саут-Нельсон, за партией лесоматериалов на Европу или в Северную Африку. Почти на полном при ливе лоцман ввел судно в небольшую бухту, ошвартовал к довольно скромному деревянному пирсу и спросил капитана, бывал ли он здесь ранее. Поняв, что никто из судоводителей до этого здесь не бывал, лоцман предупредил, что на полном от ливе судно может полностью оказаться на суше, но беспокоиться не следует, так как грунт тут сравнительно ровный, только необходимо следить внимательно за швартовыми и в случае необходимости подбирать или «травить» их. Был вечер, ближе к полуночи. А утром изумленный экипаж действительно обнаружил, что их «океанская гончая» «Бухтарма» преспокойно стоит на ровном сухом берегу, слов но большая супница на столе. Д а ... коснуться грунта, сесть на мель, наконец... ну, случается. Но вот так про сто... как на блюдечке — на сухом бережку... Извините?! А местные канадцы спо койно подвозят и грузят лес. Бывает... А еще залив Святого Лаврентия славится своим строптивым, нередко жесто ким характером, особенно в осенний и зимний периоды. Стремительные, очень из менчивые течения, неожиданные ветры, срывающиеся с высоких берегов типа на шей новоземельской «Боры», сложная ледовая обстановка зимой, высокая, крутая, очень хлесткая волна. Больше всех в этих каторжных широтах доставалось нашим морякам с «Повенцов» и «Пионеров». Эти небольшие по размерам суда со сравни тельно слабыми машинами, с постоянно обмерзающими надстройками, мачтами, снастями частенько бывали похожи на мрачных призраков из остросюжетных мор ских рассказов. Недаром один старый капитан сказал: «Работа на “Повенцах” в зимней Канаде — это высший пилотаж в мореплавании!». После выхода из пролива Кабота в Атлантический океан пути судов, как пра вило, расходятся. Одни почти вплотную, подрезая мыс Рей на юго-восточной око нечности Ньюфаундленда, стремятся по дуге большого круга через Большую Нью фаундлендскую банку на север Европы, в Англию, Норвегию, Россию. Путь, прямо скажем, нелегкий — айсберги, туманы, штормовые депрессии. Но этим невзгодам успешно противостоят средства судовождения, радары, радионавигационные сис темы, прогнозы судов погоды и береговых метеостанций, наконец, опыт, знания, мастерство судоводителей. Другие прокладывают курсы на Гибралтарский пролив на юг Европы, в Сре диземное море, на север Африки. Это, пожалуй, самый обширный и оживленный путь с далеких еще парусных времен флота, с эпохи изящных парусников: фрега тов, корветов, «океанских гончих» — клиперов. Бывали и на этих маршрутах страшные трагедии, например, с «Титаником», «Андреа Дориа», «Стокгольмом», знаменитым парусником «Памир», нашедших свою гибель при различных роковых обстоятельствах в океанских безднах. Осо 255
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz