Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Монреаль — город замечательный. Не ошибусь, если скажу, что это один из самых популярных городов на Американском континенте среди российских моря­ ков. Париж Северной Америки, как часто его называют. Он широко раскинулся по берегам реки Святого Лаврентия. Отличная современная планировка, много кра­ сивых высотных зданий, обширных скверов, садов. Широкие прямые улицы чем- то напоминают кварталы центральной части Санкт-Петербурга. Да и сама приро­ да создает какое-то единообразие, особенно сезонное. Здесь также бывает суровая снежная зима, и река Святого Лаврентия напоминает Неву. Летом же нельзя отка­ зать этой полноводной реке в степенной державности! В Монреале замечательный олимпийский комплекс, прекрасная панорама «Экспо-67». Кстати, мы тоже прило­ жили руку в свое время при создании этого великолепного комплекса весной 1967 года — привезли много экспонатов для советского павильона. 19 июля около 10 часов утра закончили, наконец, погрузку нефелина в третий трюм, всего 2893 тонн, более в Монреале не нашлось. Оборудование тоже погруже­ но и более-менее закреплено. Моряки собираются до выхода в океан подкрепить груз, особенно палубный, дополнительно. В 12 часов прибыл лоцман, подошли два буксира. На причале собралась при­ личная группа провожающих. Все формальности по отходу портовые власти вы­ полнили, и теперь мы вроде как ждем отходной гудок! Рейс этого головного круп­ нотоннажного судна так далеко в порты Канады и Соединенных Штатов потребо­ вал немало усилий многих людей — специалистов различных профилей: от моряков и грузчиков до агротехников, химиков, медиков и прочих. Теперь все самое трудное уже позади, и остается только попрощаться, поже­ лать удачи большому интернациональному составу специалистов, обменяться ад­ ресами, телефонами. Получилось хорошее, теплое, трогательное прощание. Команда капитана: «По местам швартовки стоять, с швартов сниматься!». Бук­ сиры плавно отводят судно от причала и разворачивают носом на выход. Вышли на рейд, отпустили буксиры, прощальные судовые гудки. «Дмитрий Донской» от­ правился из канадского Монреаля в английский знаменитый Ливерпуль. Погода по-летнему благоприятна: легкий южный ветерок, солнечно, видимость отличная, река Святого Лаврентия спокойно серебрится под солнечными лучами. Кстати, по морским законам, выходя из порта в плавание, особенно в дальнее океанское, вахтенный штурман должен записать в судовой журнал все, что предше­ ствовало плаванию, в том числе количество груза, топлива, масел, пресной воды, провизии, осадку судна носом и кормой и др. В старые времена у русских штурманов бытовал принцип: «Пишем то, что наблюдаем, чего не наблюдаем, того не пишем!». Исполним эту традицию и мы. Итак, на отход: груза 14 977 тонн в шести судовых трюмах, груз — зерно пшеницы и кукурузы, нефелин — сионит, генеральный груз — оборудование. Топлива на отход 800 тонн, масел разных 14 тонн, воды пресной 350 тонн. Осадка носом 9,20 м, кормой 9,50 м. Экипаж с капитаном — 40 человек. В 6.30 утра следующего 20 июля подошли к лоцманской станции Эскумэн и сдали последнего в этих канадско-американских водах, 35-го, лоцмана. Вот это рейс, вот это лоцманское обслуживание! И пошли на выход из реки Святого Лаврентия в залив Святого Лаврентия и далее в Атлантический океан. Шли от Монреаля до Эскумэна 18 часов мимо городов Сорель, Три Риверс, Квебек и несколько неболь­ ших портопунктов, а также деревенек, хуторов и поселков. Кстати, у канадцев и американцев есть прекрасная традиция. Иногда, проходя по реке мимо селения на берегу, лоцман обращается: «Господин капитан, разреши­ те дать сигнал судовым гудком?» — «Да, пожалуйста, пайлот, а в чем дело?» — «Да 253

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz