Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Монреаль — город замечательный. Не ошибусь, если скажу, что это один из самых популярных городов на Американском континенте среди российских моря ков. Париж Северной Америки, как часто его называют. Он широко раскинулся по берегам реки Святого Лаврентия. Отличная современная планировка, много кра сивых высотных зданий, обширных скверов, садов. Широкие прямые улицы чем- то напоминают кварталы центральной части Санкт-Петербурга. Да и сама приро да создает какое-то единообразие, особенно сезонное. Здесь также бывает суровая снежная зима, и река Святого Лаврентия напоминает Неву. Летом же нельзя отка зать этой полноводной реке в степенной державности! В Монреале замечательный олимпийский комплекс, прекрасная панорама «Экспо-67». Кстати, мы тоже прило жили руку в свое время при создании этого великолепного комплекса весной 1967 года — привезли много экспонатов для советского павильона. 19 июля около 10 часов утра закончили, наконец, погрузку нефелина в третий трюм, всего 2893 тонн, более в Монреале не нашлось. Оборудование тоже погруже но и более-менее закреплено. Моряки собираются до выхода в океан подкрепить груз, особенно палубный, дополнительно. В 12 часов прибыл лоцман, подошли два буксира. На причале собралась при личная группа провожающих. Все формальности по отходу портовые власти вы полнили, и теперь мы вроде как ждем отходной гудок! Рейс этого головного круп нотоннажного судна так далеко в порты Канады и Соединенных Штатов потребо вал немало усилий многих людей — специалистов различных профилей: от моряков и грузчиков до агротехников, химиков, медиков и прочих. Теперь все самое трудное уже позади, и остается только попрощаться, поже лать удачи большому интернациональному составу специалистов, обменяться ад ресами, телефонами. Получилось хорошее, теплое, трогательное прощание. Команда капитана: «По местам швартовки стоять, с швартов сниматься!». Бук сиры плавно отводят судно от причала и разворачивают носом на выход. Вышли на рейд, отпустили буксиры, прощальные судовые гудки. «Дмитрий Донской» от правился из канадского Монреаля в английский знаменитый Ливерпуль. Погода по-летнему благоприятна: легкий южный ветерок, солнечно, видимость отличная, река Святого Лаврентия спокойно серебрится под солнечными лучами. Кстати, по морским законам, выходя из порта в плавание, особенно в дальнее океанское, вахтенный штурман должен записать в судовой журнал все, что предше ствовало плаванию, в том числе количество груза, топлива, масел, пресной воды, провизии, осадку судна носом и кормой и др. В старые времена у русских штурманов бытовал принцип: «Пишем то, что наблюдаем, чего не наблюдаем, того не пишем!». Исполним эту традицию и мы. Итак, на отход: груза 14 977 тонн в шести судовых трюмах, груз — зерно пшеницы и кукурузы, нефелин — сионит, генеральный груз — оборудование. Топлива на отход 800 тонн, масел разных 14 тонн, воды пресной 350 тонн. Осадка носом 9,20 м, кормой 9,50 м. Экипаж с капитаном — 40 человек. В 6.30 утра следующего 20 июля подошли к лоцманской станции Эскумэн и сдали последнего в этих канадско-американских водах, 35-го, лоцмана. Вот это рейс, вот это лоцманское обслуживание! И пошли на выход из реки Святого Лаврентия в залив Святого Лаврентия и далее в Атлантический океан. Шли от Монреаля до Эскумэна 18 часов мимо городов Сорель, Три Риверс, Квебек и несколько неболь ших портопунктов, а также деревенек, хуторов и поселков. Кстати, у канадцев и американцев есть прекрасная традиция. Иногда, проходя по реке мимо селения на берегу, лоцман обращается: «Господин капитан, разреши те дать сигнал судовым гудком?» — «Да, пожалуйста, пайлот, а в чем дело?» — «Да 253
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz