Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

треть населения страны и 40 процентов валового национального продукта. Насе­ ление в основном англоязычно. В столице провинции Торонто проживает около трех миллионов человек. И тут довольно большая группа русскоязычного населе­ ния. Это прекрасный огромный город, широко раскинувшийся на берегах озера Онтарио. В нем самая высокая в Северной Америке телевышка, и, конечно же, боль­ шой порт, один из самых развитых торговых портов на внутренних водных комму­ никациях Канады. И украшает весь этот благодатнейший в центре страны район Тысячи Островов. Навигация в этом регионе продолжается ориентировочно с 15 апреля по 30 ноября. При плавании по морскому пути от океанского побережья, а точнее, от порта Монреаль вверх по каналам и озерам, постоянно ощущаешь себя как бы в другом пространственном измерении. С одной стороны, тут не буйствует штормовая сти­ хия, не скрипит натужно и не вздрагивает корпус от ударов волн, не валится на волне судно с одного борта на другой. В то же время постоянно присутствует ощу­ щение движения — плавного, нерезкого, но напряженного. Нередко почти вплот­ ную проходит навстречу тоже крупнотоннажное судно, и кажется, можно рукой достать до его борта. Кроме того порою возникают просто уникальные картины. Вот судно вошло в шлюз Буорнуа. Уже вечер, но еще мягкий трепетный сумрак. Шлюз начинают за­ полнять водой, и огромный красавец-корабль, да еще с красным флагом на кормо­ вой мачте поднимается из-за его кромки. Через несколько минут он уже оказывает­ ся на уровне ограждающего парапета. Рядом, буквально в 15—20 метрах бушует нарядная толпа, разместившаяся на трибунах, словно на одной из секций стадио­ на. Тут веселый гул, взаимные приветствия, короткие дружеские фразы на разных языках. Но проходит еще десять — пятнадцать минут, открываются ворота шлюза, и «Дмитрий Донской» гордо и величаво уплывает вдаль от веселой, нарядной пуб­ лики. Впереди снова просто берега канала. Утром 16 июля «Дмитрий Донской» прошел последний шлюз Сивэя Сент-Лам- бер, нырнул под мост Виктории и вышел на рейд порта Монреаль. Итак, закончи­ лось озерное плавание в глубь Американского материка. Всего мы путешествовали по Сивэю с 24 июня по 16 июля, 21 день. Обратный путь от Дулута до Монреаля преодолели всего за 4 суток 17 часов. Суперинтендант капитан Корик поздравил со скоростным проходом, утверждая, что это рекордный по скорости проход всего морского пути! Ну, что же, приятно. А на участке от Ирокуэя до Сент-Ламбера перед шлюзами была всего одна швартовка. Но с другой стороны, достается и мо­ рякам. Бывает, сутками не уходят с палубы, с мостиков, из машинных отделений: «... подход», «Такстоять», «Приготовились», «К отходу», «Отдать швартовы», «На­ чали сниматься», «Так стоять» — команды одна за другой. Система работает на уровне автоматического конвейера. Людям — тяжело, механизмам — трудно. И все же выполнили внутреннее плавание успешно. За полчаса до полудня ошварто­ вались к причалу в Монреале. Сегодня команде небольшая передышка, а завтра с утра обещают погрузку оборудования и не только. У портовиков планы большие. С утра начались погрузочные работы. Работают, пожалуй, не очень активно, больше дискутируют, что куда и как погрузить. Грузов из Монреаля на порты Ев­ ропы много, но оформление и погрузка идут не очень оперативно. Моряки исполь­ зуют эти задержки в стоянке судна не без пользы для себя. Прогулки по городу, визиты на другие суда Мурманского пароходства. А главное, пройтись по магази­ нам. Покупки, подарки, сувениры — дело не последнее в дальних плаваниях. Кана­ да в этом плане у моряков пользуется большим авторитетом, что поделаешь — дело житейское. Да и отдохнуть морякам крайне необходимо, давно по-настояще- му на берегу, на твердой земле не были. А впереди еще океанский переход. 252

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz