Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
им спускаются вниз нескончаемые потоки судов различных размеров с самыми раз нообразными грузами. Это, вероятно, самая фантастическая картина. Вот уже миновали озеро Верхнее и вошли в первый из 16 шлюзов, сдерживаю щих многотысячные водные массы. А через три часа пришли на озеро Гурон. Спра ва величественно раскинулся Мичиган — особенно оживленная часть вершины Си- вэя. Тут Чикаго и весь объединяемый им Центральный район Америки. И все же путь в обратном направлении несколько легче, по крайней мере, зна чительно более предсказуем. Подошли к южному берегу озера Гурон, сменили лоц мана и пошли в реку Святого Кларка. Лимит скорости по реке 10—12 узлов. Пого да посвежела: ветер южный — 4—5 баллов, видимость хорошая, температура воз духа +22°. Очень большое движение по речным фарватерам: суда идут непрерывным встречным потоком. А еще более туристов и отдыхающих — кажется, людей боль ше на воде, нежели на суше. Главное разобраться с окрестностями Детройта. Ка жется, здесь сходятся все водные пути Северной Америки. Да и неудивительно — Детройт в самом центре материка, тут масса малых, больших и огромных озер, здесь водораздел великих рек: Святого Лаврентия, Миссисипи, Детройт, Ниагара. 14 июля рано утром, пройдя озеро Эри, «Дмитрий Донской» прибыл на вне шний рейд порта Колнборн у входа в Уэлленд канал и встал на якорь в ожидании дальнейшей проводки. На рейде стоят 5 судов. По каналу очень интенсивное дви жение судов, поэтому возникают небольшие проблемы Но стоянка продолжалась сравнительно недолго. Уже в 14 часов с прибытием на борт канального лоцмана снялись с якоря и пошли в первый шлюз канала Уэлленд. Началось движение вниз на уровень озера Онтарио. Тут нужно спуститься почти на 100 метров при горизон тальном протяжении 27 миль. Поздним вечером, когда зашло солнце и изрядно стемнело, окружающая картина была потрясающей. Все окрестности сплошь в ог нях. А от их разноцветия, перемещения, от всей этой иллюминации невозможно отвести глаз. Какое великолепие! Причем впереди по курсу вся эта светящаяся ла вина плавно и мягко спускается вниз. Если обернуться, то чуть скромнее, но тоже изумительные террассы поднимаются вверх в сторону Эри и его окрестностей. По мере приближения к озеру Онтарио все более ярко освещаются гигантским ожерельем его берега — города, порты, поселки, множество судов. Теперь в темно те южной ночи уже невозможно отчетливо различать побережье, причалы, суда. Только сплошное море разноцветных переливчатых огней, яркого мощного пуль сирующего света. Это уже не просто города, порты, суда, нет — это какой-то непо стижимый световой фейерверк. Прошла незабываемая феерическая ночь на озерах Эри и Онтарио и перешей ке, разделяющем их. Около 4-х часов утра прошли последний шлюз канала Уэл ленд и вышли на озеро Онтарио. Позади остался самый живописный, экзотиче ский, но и самый сложный для плавания участок на всем Сивэе. Теперь физически ощущаешь себя ближе к морю, к Атлантическому океану, а главное, на 100 метров ниже, ближе к истинной плоскости земли, к истинному уровню моря. А прошли этот участок быстро и благополучно за 10 часов. На всем пути не было ни одной промежуточной швартовки между шлюзами, ни одного ожидания освобождения шлюзов. Итак, с наиболее сложным участком системы Сивэй мы разобрались. Те перь впереди морской путь от озера Онтарио до порта Монреаль. Тут мы не нович ки! «Хаживали!» — говорил когда-то один старший механик из двинских моряков. Прошли озеро Онтарио, миновали мыс Кейп-Висент, сменили лоцмана, пошли к первым шлюзам, в частности, к шлюзу Ирокуэй. Кстати, провинция Онтарио, которую мы теперь пересекаем, считается ключевой в экономике страны. Тут одна 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz