Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

тельство обязуется компенсировать уменьшение посевных площадей землевладель­ цам, проблемы остаются и немалые. Да, господа хлеборобы, нам бы ваши пробле­ мы и заботы. Но вот причал освободился, и мы пошли на швартовку. Ковш для швартовки очень тесный, входить трудно. Но лоцман — специалист высокого класса — с по­ мощью двух маленьких буксиров кое-как втиснул нашего «Дмитрия» в аккурат под элеватор. И снова проблемы. Партия пшеницы — 6340 тонн. Если в два трюма, то на заданную осадку не выйти. А следующая партия груза — кукуруза. Вариантов много, но одна загвоздка — где, когда, в какой последовательности будет произво­ диться выгрузка? Долго дискутировали, планировали и, наконец, согласовали: загружать у двух элеваторов. Получается лишняя перешвартовка, но что делать. Тут надобно заме­ тить, что в данном случае в Дулуте нам сопутствовала некоторая удача. На судно прибыли инспектор государственного грузового бюро, стивидоры, счетчики, про­ верили все трюма, тут же приняли (впрочем, судно новое — трюмы чистые). Ради справедливости скажу, что и моряки наши хорошо и добросовестно поработали. Эти ребята произвели на нас хорошее впечатление: вежливые, скромные, внима­ тельные. Даже нашим морякам рыбу ловить охотно помогают (а рыба — окуни крупные, жирные, зерном кормятся), червей откуда-то таскают, учат насаживать — целое соревнование устроили. В основном стивидоры цветные, но ребята очень симпатичные во всех отноше­ ниях. Вот у канадских стивидоров на восточном побережье в Монреале, Квебеке, Три Риверсе, Альфреде (компания «Церес») отношение к «чужим» совсем иное — нагловатая самоуверенность, этакая навязчивая активность. А Дулут хороший американский город, небольшой по размерам, всего тысяч двести населения. И расположен как-то своеобразно. Даже определить трудно, но отнюдь не приморский город. Да и расположен на довольно высоком берегу озера. Планировки, судя по всему, при застройке не было. Просто у хорошо защищенно­ го берега с несколькими удобными бухтами когда-то были облюбованы места для загрузок-погрузок судов различными, особенно зерновыми грузами. Со временем порт был расширен, обустроен, появились элеваторы, проложили железнодорож­ ные пути, и вырос типичный континентальный город с озерными погрузочными коммуникациями. Кроме основной магистрали Сивэй, которая официально закан­ чивается именно здесь у Дулута, сюда сходятся множество, скажем так, региональ­ ных речных и озерных систем, а также автомагистралей и железных дорог. Город зеленый, с множеством возвышенных живописных кряжей, уютных обустроенных долин. Много разнообразия и фантазии в постройках. А самое пленительное — безбрежные степные просторы, где великое разноцветье и небольшие купавы дере­ вьев и кустарников перемежаются огромными изумрудными разливами гигантско­ го озера. Да, ничего не скажешь, хороший американский город Дулут. И жители какие-то особенные — жизнерадостные, увлеченные. Погрузка зерна идет быстро — пока! За неполный рабочий день с 11.00 до 21.00 (менее двух смен) погрузили во второй трюм полностью 3629 тонн пшеницы и око­ ло трех четвертей в четвертый трюм — 2771 тонну. Всего погрузили сегодня 6400,8 тонны пшеницы, что неплохо для начала. Оборудование не самое мощное, но гру­ зят хорошо, укладисто, заполняют пустоты. А вот сегодня с утра — перешвартовка от второго элеватора к третьему. Пере- швартовались, но погрузки пока нет — идет обсуждение: необходимо делать сепа­ рацию из джута и сверху загрузить кукурузой. В результате намечается еще одна 248

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz