Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
где нам бывать не приходилось — мир велик. С другой стороны, пройти в глубь страны более двух тысяч миль от океана, как-то трудно представляется. У нас, на пример, территория куда более обширна, чем в Северной Америке, но пройтись на «Дмитрии Донском», скажем, от Архангельска в Баку или хотя бы в Астрахань невозможно. Тем более трудно вообразить пробег на океанском судне с осадкой более 9 мет ров, например, от Ленинграда до Свердловска — нет, что-то не укладывается, сколь ко не фантазируй. Между прочим, мне приходилось проходить практически все международные судоходные каналы. Вот первый яркий пример: Сивэй — Американский морской путь. А впрочем в Северной Америке гигантская сеть глубоководных внутренних водных путей. На базе могучих рек Миссисипи, Миссури и других образованы очень разветвленные судоходные системы. Незабываемы впечатления от переходов через Панамский канал, гениально соединившего кратчайшим путем два главных океана — Тихий и Атлантический и одновременно элегантно разделившего два огромных континента — Северную и Южную Америку. Удивительные возникают ассоциации, когда судно на переходе через Панамский канал оказывается на самом пике — наивысшей точке подъема. Такое впечатление, что зримо ощущаешь великие океанские просторы: на восто ке — Атлантику, а на западе — Великий, или Тихий!.. И в то же время практически видны грандиозные гористые просторы Северной Америки на севере и яркие жи вописные виды многоцветной Южной Америки. Суэцкий канал — это самое уникальное по своей важности и простоте гранди озное международное сооружение, соединяющее множество стран Западной Евро пы и Среднего Востока, да и не только Среднего, а всей Юго-Восточной Азии. Этот 100-километровый водный путь без единого шлюза как бы отсекает целый Афри канский материк от основного международного морского пути, оставляя его изо лированным от Великого Старого Света. Большое международное значение в северо-западной Европе приобрел Киль- ский канал. Он позволил намного сократить, а главное, обеспечить безопасность пути из Балтийского в Северное море, чтобы избежать различные опасности, мел ководные, извилистые проливы, изобилующие банками, паромными переправами, особенно опасными в условиях ограниченной видимости. Можно долго и подроб но перечислять другие внутренние водные пути, буквально изрезавшие страны Западной Европы: Германию, Голландию, Бельгию, Францию и др. А теперь стоим на рейде порта Дулут на озере Верхнем в штате Миннесота Соединенных Штатов Америки. Ожидаем постановки к элеватору под погрузку зерном, предназначенным для Европы. Судов много, все берут зерно на Европу, да, пожалуй, не только туда, а куда точно никто толком не знает. Видно лишь боль шое оживление в порту. По нашим подсчетам в Дулуте 12 больших элеваторов, а судов многие десятки: одни у причалов, другие на рейде, груженые уходят вниз к океану, навстречу идут порожние под погрузку. Вот и к нам на борт прибыл лоц ман для постановки к элеватору. Там возникла небольшая задержка с норвежским судном — что-то с документами не заладилось. Лоцман спокоен, говорит, что ско ро все устроится, немного надо подождать. За чашкой кофе лоцман много и охотно рассказывает о Дулуте, о пшеничной лихорадке в последние годы. В частности, он утверждает, показывая на многие эле ваторы, что там лежат запасы зерна 2- и 3-годичной давности, а у земледельцев большие проблемы с излишками зерновых запасов. И несмотря на то, что прави 247
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz