Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

различны по назначению и, соответственно, по размерам. Первый в ряду самый большой пропускает суда с осадой в 30 футов (около 10 метров). Два другие мень­ ших размеров пропускают средние и малые суда около 20 футов осадкой. Четвер­ тый шлюз — резервный на всякий непредвиденный случай. Подъем судна в глав­ ном шлюзе достигает высоты 22 футов (примерно 7 метров). Судно, проходящее через шлюзы Солт-Сент-Мари в первый раз, обязано предъя­ вить администрации шлюза декларацию, которую заполняет лоцман, а также ряд главных судовых документов: мерительные, классификационные и другие свиде­ тельства. Старпом Юрий Могилюк совместно с лоцманом быстро оформляют все необходимые бумаги. Этот участок пути контролируется американцами. Все орга­ низовано и оборудовано четко, предельно удобно и профессионально — от про­ верки документов судна до бросательного конца на стенке шлюза. Отношение пред­ ставителей шлюзовой администрации и рабочих-швартовщиков доброжелатель­ ное, приветливое. Оно и понятно — нечасто в этих глубинно-американских водах появляется крупное, новое судно, словно пасхальное яйцо, с ярким красным, да еще серпасто-молоткастым флагом на гафеле: «.. .смотрите, запоминайте...мы рус­ ские — советские!». Наконец, закрылся батопорт (ворота) последнего шлюза на системе Сивэй, и «Дмитрий Донской» вышел на просторы озера Верхнее. Машину в морской ре­ жим — полный ход вперед. Кстати, сразу же после выхода из шлюза прошли под огромным стационарным мостом, перекинутым через устьевую часть реки-канала Сол-Сент-Мари. Да, это гигантское сооружение поистине поражает воображение своими размерами, высотой, какими-то фантастическим переплетением могучих опор, тросовых линий и ажурной вязью стальных сетчатых узоров. Однако, когда судно ныряет под это фантастическое творение рук человеческих, становится не­ много не по себе. От нижней кромки моста до верхушки нашей кормовой мачты при осадке в 22 фута всего расстояние один-полтора метра. А еще выше по мосту несется сплошной поток автомобилей. При таком переплете движений мир кажет­ ся зыбким, неустойчивым и чуть-чуть нереальным. Весь переход с озера Гурон на Верхнее со шлюзованием в Солт-Сент-Мари занимает примерно 6 часов. Канал между озерами сравнительно узкий (80—90 метров), приходится идти самым ма­ лым ходом. Пока все хорошо, но одно плохо: нет ясности с агентированием, то есть обслу­ живанием судна и экипажа в Дулуте. С одной стороны, понятно — какой тут агент, наверное, одно-два наших судна в течение года. Но с другой — должен же кто-то принимать судно, обеспечивать его загрузку, обслуживать экипаж — тут Америка, а не Тикси! Еще раз запросил Монреаль и Детройт — авось кто-нибудь отзовется. Да, со связью у нас проблемы немалые, хотя судно новейшее. Вот американские лоцманы пользуются отличными мобильными радиостанциями: дальность действия за пять­ десят миль, что-то около десятка каналов. А у нас один допотопный «Рейд». Связь же крайне нужна, особенно сейчас при плавании в припортовых районах — и Мон­ реаль нужен, и Дулут тоже... И вот 7 июля теплоход «Дмитрий Донской» пришел на рейд американского порта Дулут. Лоцман получил информацию от портовых властей, и в указанном месте встали на якорь. Советские моряки пришли в сердце Америки. Ну, скажем так: ничего особенно выдающегося тут не произошло. Прибыли в далекий амери­ канский порт, куда до нас, кажется, еще российские суда и не заходили, хотя нас это очень и не интересовало. Мало ли куда мы заходили и сколько еще в мире портов, 246

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz