Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
различны по назначению и, соответственно, по размерам. Первый в ряду самый большой пропускает суда с осадой в 30 футов (около 10 метров). Два другие мень ших размеров пропускают средние и малые суда около 20 футов осадкой. Четвер тый шлюз — резервный на всякий непредвиденный случай. Подъем судна в глав ном шлюзе достигает высоты 22 футов (примерно 7 метров). Судно, проходящее через шлюзы Солт-Сент-Мари в первый раз, обязано предъя вить администрации шлюза декларацию, которую заполняет лоцман, а также ряд главных судовых документов: мерительные, классификационные и другие свиде тельства. Старпом Юрий Могилюк совместно с лоцманом быстро оформляют все необходимые бумаги. Этот участок пути контролируется американцами. Все орга низовано и оборудовано четко, предельно удобно и профессионально — от про верки документов судна до бросательного конца на стенке шлюза. Отношение пред ставителей шлюзовой администрации и рабочих-швартовщиков доброжелатель ное, приветливое. Оно и понятно — нечасто в этих глубинно-американских водах появляется крупное, новое судно, словно пасхальное яйцо, с ярким красным, да еще серпасто-молоткастым флагом на гафеле: «.. .смотрите, запоминайте...мы рус ские — советские!». Наконец, закрылся батопорт (ворота) последнего шлюза на системе Сивэй, и «Дмитрий Донской» вышел на просторы озера Верхнее. Машину в морской ре жим — полный ход вперед. Кстати, сразу же после выхода из шлюза прошли под огромным стационарным мостом, перекинутым через устьевую часть реки-канала Сол-Сент-Мари. Да, это гигантское сооружение поистине поражает воображение своими размерами, высотой, какими-то фантастическим переплетением могучих опор, тросовых линий и ажурной вязью стальных сетчатых узоров. Однако, когда судно ныряет под это фантастическое творение рук человеческих, становится не много не по себе. От нижней кромки моста до верхушки нашей кормовой мачты при осадке в 22 фута всего расстояние один-полтора метра. А еще выше по мосту несется сплошной поток автомобилей. При таком переплете движений мир кажет ся зыбким, неустойчивым и чуть-чуть нереальным. Весь переход с озера Гурон на Верхнее со шлюзованием в Солт-Сент-Мари занимает примерно 6 часов. Канал между озерами сравнительно узкий (80—90 метров), приходится идти самым ма лым ходом. Пока все хорошо, но одно плохо: нет ясности с агентированием, то есть обслу живанием судна и экипажа в Дулуте. С одной стороны, понятно — какой тут агент, наверное, одно-два наших судна в течение года. Но с другой — должен же кто-то принимать судно, обеспечивать его загрузку, обслуживать экипаж — тут Америка, а не Тикси! Еще раз запросил Монреаль и Детройт — авось кто-нибудь отзовется. Да, со связью у нас проблемы немалые, хотя судно новейшее. Вот американские лоцманы пользуются отличными мобильными радиостанциями: дальность действия за пять десят миль, что-то около десятка каналов. А у нас один допотопный «Рейд». Связь же крайне нужна, особенно сейчас при плавании в припортовых районах — и Мон реаль нужен, и Дулут тоже... И вот 7 июля теплоход «Дмитрий Донской» пришел на рейд американского порта Дулут. Лоцман получил информацию от портовых властей, и в указанном месте встали на якорь. Советские моряки пришли в сердце Америки. Ну, скажем так: ничего особенно выдающегося тут не произошло. Прибыли в далекий амери канский порт, куда до нас, кажется, еще российские суда и не заходили, хотя нас это очень и не интересовало. Мало ли куда мы заходили и сколько еще в мире портов, 246
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz