Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

северных портов в европейские города Гамбург, Лондон, Роттердам, другие порты Германии, Франции, Польши, стран Балтийского моря. Понятно, что построенный в 1934 году Беломорско-Балтийский канал, несмот­ ря на его сомнительную известность и эффективность, сыграл скорее отрицатель­ ную роль в развитии и расширении внутреннего водного пути. Он, с одной сторо­ ны, как бы существовал, а с другой, был скорее тяжелой обузой для прилегающих территорий. Но это уже другая тема, иной показатель хозяйствования. Теперь мы идем все далее к сердцу Америки. Погода благоприятствует плава­ нию, температура наружного воздуха +26°, солнечно. Лето в полном разгаре. Вок­ руг потрясающе чудные виды. Беспредельные просторы, необозримые степные дали, множество больших и малых поселений, отдельные небольшие лесные участки, ку­ старники и море цветов. Всюду гигантские водные разливы — реки, озера и множе­ ство причудливо красивых островов и островков. Озеро Сент-Клар — это своего рода водное предместье гигантского автомо­ бильного мегаполиса Детройта и окружающих его больших и малых городов, по­ селков, колоссальных производственных сооружений, ферм, самых причудливых построек порою совершенно непонятного назначения. Америка! Участок пути между Детройтом и озером Гурон очень оживлен, поэтому часто приходится снижать скорость до самого малого хода. Множество транзитных боль­ ших транспортов «лэйкеров», то есть судов, предназначенных для плавания на озе­ рах. Кроме того, масса мелких каботажных судов, паромов, прогулочных яхт, спортивных плавающих сооружений — шлюпок, катамаранов, байдар и так далее. Правда, ограждение основного пути отличное. А большинство плавающих судов, надо сказать, к их чести, ведут себя вполне корректно, не мешая движению морских судов. К полуночи прошли под мостом через реку Сент-Клар и вышли в озеро Гурон. Тут происходит смена лоцманов: на борт поднялся озерной лоцман капитан Росов- ский, поляк по происхождению. Справа от нас на берегу Гурона раскинулся не­ большой канадский портовый городок Сарния, который нам довелось посетить ровно 10 лет назад, в 1968 году. Мы брали тогда в Сарнии жидкий каучук — ла­ текс. Стояли там около трех суток, и я с удовольствием вспоминаю ту стоянку. Во- первых, это изумительно красивое место, как-то по-особенному подчеркивающие великие водные просторы безбрежной озерной дали Гурона и ровные степные дали с буйством красивого разноцветья. Земельные угодья были исключительно акку­ ратно обихожены. Среди этой цветастой красоты стояли аккуратные живописные строения, неподалеку паслись большие стада скота. Зрелище было фантастическое. Помню, что наши моряки все вечера проводили на многочисленных, хорошо обо­ рудованных спортивных площадках, купались, отдыхали на благоустроенных не­ больших пляжах. Мне, к сожалению, по роду своей деятельности нечасто приходилось бывать во внутренних областях нашей великой страны. Наверное, и у нас довольно таких благодатных мест. Но то, что мы наблюдали на берегах североамериканского озе­ ра Гурон, покорило нас совершенно. Хозяин одного дома, бывший российский гражданин, оказавшийся в этих мес­ тах после Второй мировой войны, любезно пригласил несколько наших моряков в гости посмотреть хозяйство, если не откажемся, пообедать. Семья небольшая — муж, жена и две дочери — девушки на выданье, как шутили родители. Но они в то время отсутствовали: уехали на несколько дней к тете (сестре их матери) в ближай­ ший американский город. Заметим, кстати, что здесь граница между Канадой и 244

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz