Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
северных портов в европейские города Гамбург, Лондон, Роттердам, другие порты Германии, Франции, Польши, стран Балтийского моря. Понятно, что построенный в 1934 году Беломорско-Балтийский канал, несмот ря на его сомнительную известность и эффективность, сыграл скорее отрицатель ную роль в развитии и расширении внутреннего водного пути. Он, с одной сторо ны, как бы существовал, а с другой, был скорее тяжелой обузой для прилегающих территорий. Но это уже другая тема, иной показатель хозяйствования. Теперь мы идем все далее к сердцу Америки. Погода благоприятствует плава нию, температура наружного воздуха +26°, солнечно. Лето в полном разгаре. Вок руг потрясающе чудные виды. Беспредельные просторы, необозримые степные дали, множество больших и малых поселений, отдельные небольшие лесные участки, ку старники и море цветов. Всюду гигантские водные разливы — реки, озера и множе ство причудливо красивых островов и островков. Озеро Сент-Клар — это своего рода водное предместье гигантского автомо бильного мегаполиса Детройта и окружающих его больших и малых городов, по селков, колоссальных производственных сооружений, ферм, самых причудливых построек порою совершенно непонятного назначения. Америка! Участок пути между Детройтом и озером Гурон очень оживлен, поэтому часто приходится снижать скорость до самого малого хода. Множество транзитных боль ших транспортов «лэйкеров», то есть судов, предназначенных для плавания на озе рах. Кроме того, масса мелких каботажных судов, паромов, прогулочных яхт, спортивных плавающих сооружений — шлюпок, катамаранов, байдар и так далее. Правда, ограждение основного пути отличное. А большинство плавающих судов, надо сказать, к их чести, ведут себя вполне корректно, не мешая движению морских судов. К полуночи прошли под мостом через реку Сент-Клар и вышли в озеро Гурон. Тут происходит смена лоцманов: на борт поднялся озерной лоцман капитан Росов- ский, поляк по происхождению. Справа от нас на берегу Гурона раскинулся не большой канадский портовый городок Сарния, который нам довелось посетить ровно 10 лет назад, в 1968 году. Мы брали тогда в Сарнии жидкий каучук — ла текс. Стояли там около трех суток, и я с удовольствием вспоминаю ту стоянку. Во- первых, это изумительно красивое место, как-то по-особенному подчеркивающие великие водные просторы безбрежной озерной дали Гурона и ровные степные дали с буйством красивого разноцветья. Земельные угодья были исключительно акку ратно обихожены. Среди этой цветастой красоты стояли аккуратные живописные строения, неподалеку паслись большие стада скота. Зрелище было фантастическое. Помню, что наши моряки все вечера проводили на многочисленных, хорошо обо рудованных спортивных площадках, купались, отдыхали на благоустроенных не больших пляжах. Мне, к сожалению, по роду своей деятельности нечасто приходилось бывать во внутренних областях нашей великой страны. Наверное, и у нас довольно таких благодатных мест. Но то, что мы наблюдали на берегах североамериканского озе ра Гурон, покорило нас совершенно. Хозяин одного дома, бывший российский гражданин, оказавшийся в этих мес тах после Второй мировой войны, любезно пригласил несколько наших моряков в гости посмотреть хозяйство, если не откажемся, пообедать. Семья небольшая — муж, жена и две дочери — девушки на выданье, как шутили родители. Но они в то время отсутствовали: уехали на несколько дней к тете (сестре их матери) в ближай ший американский город. Заметим, кстати, что здесь граница между Канадой и 244
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz