Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Этот высокий скалистый и узкий перешеек, я думаю, дался строителям нелегко. Прорубить в гранитной скале огромные ниши с расчетом постоянного и большого подъема было непросто. Это не просто эскалатор или даже широкая многоступен­ чатая лестница, нет. Здесь на расстоянии всего 7,4 мили построены 7 огромных современных железобетонных сооружений размерами каждое: длиной 233,5 метра, шириной 24,4 метра, с глубиной над порогом у входа 9,14 метра. Максимальная длина судна, которое может войти в шлюз, 222,5 метра. Вот что такое один шлюз. А их семь, практически один за и над другим. Восьмой контрольный отстоит от основных примерно на 22 мили. Все это колоссальное сооружение поражает взор. Это триумф человеческого таланта! Поднялись в первом шлюзе на уровень второго (высота 14,1 метра), а там на щите уже зеленый свет включился, пошли во второй шлюз. Общее время одного шлюзования в среднем около часа. Пока закроют батопорт, заполнят водой, от­ кроют входные ворота, судно войдет, ошвартуется, снова закроют батопорт и за­ полнят шлюз водой, поднимая при этом и судно на очередные 14 метров. И так час за часом, из шлюза в шлюз, с перебежками между ними от одной до двух миль. После первых трех шлюзов система усложняется. Шлюзы № 4, 5, 6 построены вплотную единой лестницей так, что из шлюза № 4 судно попадает сразу в пятый и поднимается на высоту 14,6 метра, где, сравнявшись с уровнем поверхности шесто­ го шлюза при открывающихся воротах, входит в шлюз № 6. Грандиозное зрелище. Когда мы уже поднялись в шестом шлюзе, готовясь выходить из него в канал, руле­ вой вдруг говорит: «Леонид Степанович, а посмотрите-ка назад, что там делает­ ся». Я оглянулся и замер от неожиданности. Наше огромное судно будто горно­ лыжник замерло перед спуском на самой кромке вершины. Рулевой оценивающе посмотрел и как бы в раздумье добавил:«.. .а если бы открыть все ворота сразу, вот покатились бы вниз — на более, чем 40 метров разом! А потом еще на 28!». «Нет, лучше не будем, больно уж высоко, Володя!» — заметил второй помощник Швецов и снова ринулся на свое штатное место на корме. Впереди чуть более мили подавал прерывистые красные знаки шлюз №7. «Команде по местам, ко входу в шлюз гото­ виться!». Позади далеко внизу за нами карабкались вверх следующие суда и, естествен­ но, по параллельной системе шлюзов и каналов спускались вниз другие. К 16.00 вошли в шлюз № 7, где сменили лоцманов, и, поднявшись на очередные 14,2 метра, вышли из шлюза и, соответственно, канала Уэлленд. Впереди у нас еще около 20 миль плавания по второй секции канала, один, ска­ жем так, предохранительный шлюз № 8 с подъемом воды чуть более одного метра. Однако по размерам это штатный шлюз. Кроме всего прочего, на этом же пути еще 12 мостов, а всего, как вы помните, мостов 21. Что-то слишком много получается: почти на каждые два километра морского пути один мост! Тем не менее, это точное количество, так как все мосты нанесены на навигационной карте №15074 канала Уэлленд. Добавим лишь, что мосты эти различных конструкций: с вертикальным подъе­ мом проезжей части (по-морскому благозвучнее — проходные, таких 12) и гори­ зонтально разворачивающимися площадками (этих 9 штук). При ограниченной ви­ димости это, пожалуй, главное «зло» на канале — всегда держат в напряжении: «откроется — не откроется?!». Если вдруг не откроется или хотя бы чуть задержит­ ся, тормозить на крупнотоннажном судне очень проблематично, если вообще воз­ можно. Но тормозить, разумеется, нужно из всех сил: вдруг успеет открыться. Ну, а если не успеет... значит, не повезло. К чести администрации Сивэя и, естественно, 237

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz