Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

походному, красить одно удовольствие. Сначала помыли пресной водой словно новорожденного, просушили. Каждое утро с боцманом подбирали из красок коде­ ры, что каким цветом красить, естественно, не попугая собираемся изобразить, но чтобы все было традиционно, по-моряцки, и ярко, неповторимо. Надобно сказать, что у нас тогда был приличный запас и ассортимент красок еще с прошлого года, когда судно принимали с верфи. Боцман работал с плотником и шестью матросами (иногда подключались штур­ маны Дима Кондратович, Юра Бычков, доктор Миша Слюсаренко, славные ребя­ та, веселые, дружные, азартные). Моя главная задача заключалась, пожалуй, в том, чтобы обеспечить их питьем от перегрева под солнцем. А вечером я, иногда повы­ шая голос, загонял маляров в помещение: «Ребята, пора шабашить — хватит на сегодня». Помню, как боцман Бревнов (роста он был среднего, крепыш из вологод­ ских, а голос, что твой командир полка) в ответ весело кричал с мачты стрелы или дымовой трубы: «А что делать в каютах-то, Леонид Степанович? Тут такая красо­ та!». А то еще и песню морскую затянет. Да, дорогой Михаил Юрьевич, и в наше время были люди — моряки! 30 июня в 6 часов вечера снялись со швартов в Торонто, вышли из гавани и направились ко входу в канал Уэлленд. Переход небольшой — несколько часов — идем без лоцмана, погода отличная, судов немного, плавание безопасно. Груза на отход: 1830 тонн листовой стали на американский Детройт. По-моему, у канала придется тоже постоять в очереди на вход. К полуночи подошли и стали на якорь на внешнем рейде канала Уэлленд. Диспетчер администрации канала не может ска­ зать, когда поведут далее по каналу: «Я не знаю, может быть завтра». Рядом с нами стоят на якорях пришедшие ранее нас еще семь судов — мы восьмые! Думаю, что стоять нам до утра на внешнем рейде, это точно. Да, завтра штурм перешейка Уэлленд. Серьезный экзамен для экипажа, потому что там, за перешейком, мы еще не были, и озера Эри, Гурон, Мичиган и Верхнее видели пока только на картах. А «взлет» предстоит великолепный, аж на 100 мет­ ров в высоту. Протяженность канала между озерами Онтарио и Эри составляет всего 27 миль, то есть чуть более 50 километров. Да еще ко всему прочему на этом перешейке перекинуто через канал 21 железнодорожный, автомобильные и пеше­ ходные мосты. Таков вот «крепкий орешек» этот самый перешеек Уэлленд, кото­ рый нам предстоит штурмовать сегодня. А погода нынче в Канаде, по крайней мере в ее центральной части, превосходна: маловетрие, солнечно, температура +26—28°. 1 июня (уже два месяца из Мурманска) в 9 часов утра на борт прибыл лоцман. Снялись с якоря и последовали в канал. Непонятно почему нас дернули в канал раньше судов, пришедших до нас. Они так и остались все стоять на рейде. Позднее выяснилось, что мы в перспективе идем под погрузку зерном на вывоз с озер, по­ этому американцы и предпочли нас протолкнуть вперед. В 10 часов подошли к шлюзу №1. Началось шлюзование без задержек. Да, впро­ чем, разницы между этими и уже пройденными ранее особой нет. Только здесь все значительно уплотнено, спрессовано, расстояния между шлюзами сокращены до предела. Вот, например, от выхода из первого шлюза до входа во второй расстоя­ ние 3,2 мили, поэтому, поднявшись в первом шлюзе, мы уже наблюдаем, в каком состоянии второй, то есть у нас имеется шанс, например, перекурить или пора сно­ ва браться за швартовы. Кстати, перед шлюзами на специальных больших щитах работает световая сигнализация: красный сигнал — стоять, шлюз не готов, крас­ ный мигает — шлюз готовится к открытию. Загорелся зеленый сигнал — начинай движение в шлюз. Все отработано и обозначено — наблюдай и действуй. 236

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz