Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
походному, красить одно удовольствие. Сначала помыли пресной водой словно новорожденного, просушили. Каждое утро с боцманом подбирали из красок коде ры, что каким цветом красить, естественно, не попугая собираемся изобразить, но чтобы все было традиционно, по-моряцки, и ярко, неповторимо. Надобно сказать, что у нас тогда был приличный запас и ассортимент красок еще с прошлого года, когда судно принимали с верфи. Боцман работал с плотником и шестью матросами (иногда подключались штур маны Дима Кондратович, Юра Бычков, доктор Миша Слюсаренко, славные ребя та, веселые, дружные, азартные). Моя главная задача заключалась, пожалуй, в том, чтобы обеспечить их питьем от перегрева под солнцем. А вечером я, иногда повы шая голос, загонял маляров в помещение: «Ребята, пора шабашить — хватит на сегодня». Помню, как боцман Бревнов (роста он был среднего, крепыш из вологод ских, а голос, что твой командир полка) в ответ весело кричал с мачты стрелы или дымовой трубы: «А что делать в каютах-то, Леонид Степанович? Тут такая красо та!». А то еще и песню морскую затянет. Да, дорогой Михаил Юрьевич, и в наше время были люди — моряки! 30 июня в 6 часов вечера снялись со швартов в Торонто, вышли из гавани и направились ко входу в канал Уэлленд. Переход небольшой — несколько часов — идем без лоцмана, погода отличная, судов немного, плавание безопасно. Груза на отход: 1830 тонн листовой стали на американский Детройт. По-моему, у канала придется тоже постоять в очереди на вход. К полуночи подошли и стали на якорь на внешнем рейде канала Уэлленд. Диспетчер администрации канала не может ска зать, когда поведут далее по каналу: «Я не знаю, может быть завтра». Рядом с нами стоят на якорях пришедшие ранее нас еще семь судов — мы восьмые! Думаю, что стоять нам до утра на внешнем рейде, это точно. Да, завтра штурм перешейка Уэлленд. Серьезный экзамен для экипажа, потому что там, за перешейком, мы еще не были, и озера Эри, Гурон, Мичиган и Верхнее видели пока только на картах. А «взлет» предстоит великолепный, аж на 100 мет ров в высоту. Протяженность канала между озерами Онтарио и Эри составляет всего 27 миль, то есть чуть более 50 километров. Да еще ко всему прочему на этом перешейке перекинуто через канал 21 железнодорожный, автомобильные и пеше ходные мосты. Таков вот «крепкий орешек» этот самый перешеек Уэлленд, кото рый нам предстоит штурмовать сегодня. А погода нынче в Канаде, по крайней мере в ее центральной части, превосходна: маловетрие, солнечно, температура +26—28°. 1 июня (уже два месяца из Мурманска) в 9 часов утра на борт прибыл лоцман. Снялись с якоря и последовали в канал. Непонятно почему нас дернули в канал раньше судов, пришедших до нас. Они так и остались все стоять на рейде. Позднее выяснилось, что мы в перспективе идем под погрузку зерном на вывоз с озер, по этому американцы и предпочли нас протолкнуть вперед. В 10 часов подошли к шлюзу №1. Началось шлюзование без задержек. Да, впро чем, разницы между этими и уже пройденными ранее особой нет. Только здесь все значительно уплотнено, спрессовано, расстояния между шлюзами сокращены до предела. Вот, например, от выхода из первого шлюза до входа во второй расстоя ние 3,2 мили, поэтому, поднявшись в первом шлюзе, мы уже наблюдаем, в каком состоянии второй, то есть у нас имеется шанс, например, перекурить или пора сно ва браться за швартовы. Кстати, перед шлюзами на специальных больших щитах работает световая сигнализация: красный сигнал — стоять, шлюз не готов, крас ный мигает — шлюз готовится к открытию. Загорелся зеленый сигнал — начинай движение в шлюз. Все отработано и обозначено — наблюдай и действуй. 236
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz