Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

естественно, будет произведена, и мы получим ее с приходом в Торонто на обрат­ ном пути или будет выслана, куда укажем. Конечно, при обратном заходе все было выполнено безупречно. Вторая проблема — стивидоры не желают заниматься за­ чисткой трюмов, увиливают под разными предлогами. Это точно такие же лени­ вые и хитрые господа, как в польских портах: работать только там, где выгодно, за что определенно и хорошо платят. Если же предстоят подсобные работы, десять раз контракты пересмотрят, хотя все наизусть знают, какой мусор, по каким став­ кам, крючкотворы и демагоги талантливейшие. В 14.00 закончили полностью выгрузку в Торонто. Стивидоры, естественно, тут же разбежались. Пришлось морякам убирать сепарацию. Под нестандартные выражения в адрес братьев по классу и критику фальшивой дисциплины, органи­ зации и попутно демократии ближнего и дальнего Запада зачищали трюма. Да, эти молодцы из стивидорной компании «Церес» прославились по всему восточному побережью Канады своими крайне неудовлетворительными и бесчестными мето­ дами производства грузовых работ. Заказали отход из Торонто на 18.00. В Торонто сегодня пришел с озер «Толя Комар» под командованием капитана Мизонова Александра Васильевича, опыт­ ного, заслуженного моряка, моего старого приятеля. Работы нашим судам в лет­ ний период на канадской линии немного. Хорошие рейсы перехватывают со свои­ ми быстроходными, рентабельными судами балтийцы и черноморцы. Даже архан­ гелогородцы забегают. Зимой в экстремальных условиях эти молодцы держатся поближе к Центральной Америке, Австралии, Юго-Восточной Азии. А вот летом и в Канаде околачиваются. Ну, что делать — рынок! Нынче что-то с лоцманами проблема на Сивэе: опять видно бастовать собира­ ются, как это уже было летом 1968 года — большое было потрясение для компа­ нии. Рабочие и служащие компании Сивэй летом, кажется, в июле, объявили заба­ стовку: требований у них было много, а главное — повышение заработной платы. Страсти накалились не на шутку. Профсоюзы выбрали для забастовки очень удач­ ное время: пик судоходства на Сивэе. Суда застряли кто где — от Монреаля до Дулута. Нашему «Заполярному» повезло: мы пришли из Европы по расписанию, основные грузы «пораскидали» в нижних портах Квебеке, Три Риверсе, Сореле и даже в Саут-Нельсон в заливе Святого Лаврентия заглянули. Груз оставался толь­ ко для Торонто. Пришли в Монреаль и видим, что на рейде сотни судов, что называется, яблоку некуда упасть. Заняли очередь на проход по Сивэю. Помню, как сейчас, наш номер был 102-й! Хорошенькое дело. Осмотрелись, прикинули — стоять нам не пересто­ ять, а деваться некуда — все ждут. На рейде, на набережных, на припортовых ули­ цах — стон! Сколько тут собралось судов, моряков, языков, наречий! Наших совет­ ских «линейщиков» тоже поднабралось. Тут и знаменитые «ледобои» — ветераны ледовых зимних походов: «Лена», «Индигирка» и более легкие, но лихие ходоки: «ГЭСы», и новые «Повенцы», первые «Пионеры» — Вавилон! А служащие бастуют — группами, стайками, целые демонстрации с краткими лозунгами «Strake!» — забастовка! Да, что ни говори, а эти откормленные, холе­ ные молодцы умеют стоять, держать удар и насмерть грызться за каждый цент в свою пользу. Не любили мы их, грешным делом, никто, от капитанов до уборщи­ ков, не солидаризировались. Погода летняя, великолепная. Народ молодой, энергичный. И начал боцман Бревнов Николай Николаевич начисто вылизывать нашего «малыша». А были мы почти в балласте — борт надводный высокий, стрелы и крышки трюмов, все по- 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz