Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

щее движение судна. Поэтому приходится добавлять ход до малого, а иногда и более. А у нас «процесс пошел»: за последующие два часа прошли через шлюзы Ниж­ ний Боарнуа и Верхний Боарнуа, после чего последовали к первому американско­ му шлюзу Снэлл. Погода благоприятствует плаванию: легкий ветерок в 3—4 бал­ ла, солнечно, видимость отличная, правда, по-утреннему свежо, но это и взбадри­ вает моряков на палубе, они уже почти полсуток на верхних палубах, на мостике, на баке и на корме. От шлюза Верхний Боарнуа до американского Снэлл около 30 миль, и моряки имеют возможность отдохнуть три часа, даже побольше. Судно идет по каналу средним ходом. Канал иногда причудливо извивается, обходя мелководные, порожистые участки огромной реки. Иногда, глядя на эти могучие сооружения: каналы, шлюзы, причалы, поражаешься, сколько труда лю­ дей было вложено в течение многих десятилетий, из поколения в поколение. И ка­ ких поразительных результатов они достигли. Да, человечество может многое и разрушать и созидать. В 11 часов дня вошли в шлюз Снэлл, в котором происходит смена лоцманов и досмотр судна специальной комиссией, хотя это все условно. Поднялись на борт сержант и два молодых человека, обошли судно, кое-что посмотрели, больше для вида, взяли бумаги — судовые документы — и бегло просмотрев их, возвратили. Всей работы на 20 минут. Симпатичные спокойные ребята. Выпили на мостике по бутылке пива и в шлюзе Эйзенхауэр сошли на берег. Получено «добро» на плава­ ние в американских водах. На борт поднялся американский лоцман Харальд В. Уотсон. В 12 часов 30 ми­ нут вышли из шлюза Эйзенхауэра и последовали к следующему шлюзу на этом участке Ирокуэй. Пока все идет благополучно и сравнительно быстро без больших задержек или остановок. Непременно надо добавить, что моряки, в частности, па­ лубная команда, под руководством штурманов работают безупречно, квалифици­ рованно, сноровисто. Немало способствует удачному плаванию и отличная погода: маловетрие, сол­ нце, температура +26° — лето! Сегодня же по случаю воскресенья по берегам очень много гуляющих. Порою кажется, что все вокруг нереально. По американскому каналу плывет крупнотоннажный, высокобортный корабль да еще под красным флагом с серпом и молотом. Советский новый, красивый теплоход. А на берегу буквально в нескольких метрах толпы нарядных людей: приветливо машут рука­ ми, что-то радостно кричат. Очень приятное, просто незабываемое зрелище! И нам бы так — хотя бы один день отдыха! Но у нас впереди еще шлюз Ирокуэй и далее озеро Онтарио. Берега поистине роскошны, да и весь район между Огденбургом и озером Онтарио, называемый Тысяча Островов. Очень много больших и малых бухт, проливов, заводей, чудес­ ных островов, покрытых замечательным разнотравьем и великолепными цветами. На многочисленных островах разнообразные экзотичные сооружения — от доми­ ков до немыслимых замысловатых конструкций. Да, трудно вообразить более уют­ ный, живописный и оживленный район. Одно неудобство — нередко незадачливые отдыхающие на своих катерах, лодках, прочих плавучих средствах появляются на судоходном фарватере. Около 16 часов прошли последний между Монреалем и озером Онтарио шлюз Ирокуэй. Теперь до Торонто все 7 шлюзов позади. Весь путь миновали благопо­ лучно и весьма организованно, без замечаний со стороны канадских и американ­ ских властей. Через пять часов хода по каналу подошли к мысу Кейп Висент. Это 232

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz