Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

го, Детройт и других, поступает масса промышленных товаров — от автомобилей до мелкого ширпотреба. Поэтому транспортный конвейер Сивэй всю навигацию работает с перегрузкой. Естественно, случаются и накапливаются постепенно не­ большие задержки во время шлюзования. Поэтому иногда суда вынуждены ожи­ дать очереди для прохождения того или иного шлюза. «Дмитрий Донской» на Сивэе. Подход к очередному шлюзу Ирокуэй, июль 1978 г. Что касается самого факта ожидания, то тут все довольно просто. На борту судна находится канадский радист со своей станцией. Он поддерживает связь с Глав­ ным управлением морского пути Святого Лаврентия, а также с промежуточными станциями, и информирует капитана о необходимости ожидания. В этом случае лоцман швартует судно к свободной стенке перед шлюзом. Тут приходится выса­ живать «десант» — три-четыре моряка — с помощью специальных поворотных судовых стрел. После высадки на причал они принимают с судна швартовые кон­ цы и по команде с мостика накладывают их на швартовые тумбы. Таким образом судно устанавливают для ожидания освобождения шлюза. Расстояния между шлюзами небольшие, вот, в частности, от Сен-Ламбера до Сен-Катрин 8,5 мили. 25 июня после полуночи вошли в шлюз Сен-Катрин. Надо отметить две особенности. Во-первых, на подходе в связи с мелководьем на канале при запасе воды под килем судна всего около 15 сантиметров судно иногда неваж­ но слушается руля. Поэтому бывает сложно и даже опасно расходиться с крупными встречными судами. Когда нос нашего судна равняется примерно с половиной дли­ ны встречного, нас начинает довольно резко забрасывать влево. Это называется «явление присасывания», другими словами, действует разность давлений воды. Поэтому приходится энергично перекладывать руль вправо, иногда почти на борт, дабы удержать судно от резкого броска на соседа, т. е. резкого разворота влево. Во-вторых, когда судно входит в шлюз, создается сильное давление воды, тормозя­ 231

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz