Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Самый первый большой участок от Монреаля до озера Онтарио — путь до­ вольно сложный, обходящий извилистые фарватеры и многочисленные каменис­ тые пороги реки Святого Лаврентия. Этот путь открыл доступ к богатым сырье­ вым ресурсам канадских провинций Онтарио, атлантического и степного районов. И самое главное, этот участок стал началом самой могучей и совершенной внут­ ренней водной магистрали в мире, которая непосредственно работает уже много лет для двух крупных стран. Этот путь — величайшее сооружение и благой пример, в частности, для нас! В 20.00 на борт прибыл канадский портовый лоцман, через полчаса отошли с помощью одного буксира от причала № 62 и последовали к первому шлюзу Сен- Ламбер ко входу в систему Сивэй общим направлением к промежуточному порту выгрузки Торонто, который расположен на берегу озера Онтарио. В 21.30 вошли в шлюз Сен-Ламбер, первый шлюз в системе Сивэй со стороны моря. Все прошло благополучно. Но только очень уж тесно, впечатление такое, что залезли в очень маленький железный ящик. С учетом бортовых кранцев расстояние до стенок шлюза менее полуметра, можно свободно касаться рукой холодной и неприятно илистой стенки шлюза. Здесь смена лоцманов. Вместо речного приходит сивэйский спе­ циалист. Процедура шлюзования несложна. Во-первых, шлюз заполняется водой на уров­ не находящегося за батопортом судна. При приближении судна к шлюзу ближние ворота (батопорт двухстворчатый) открываются, судно входит в шлюз и самым малым ходом продвигается по нему до тех пор, пока расстояния между носом и кормой и батопортами шлюза не окажутся примерно равными. Тут судно останав­ ливают с помощью швартовых, подаваемых с судна по два конца с носа и кормы. После того, как судно закрепят на швартовых, задние ворота, через которые судно вошло в док, закрываются, и насосы шлюзовой станции начинают подавать воду в шлюз, заполняя его и, соответственно, поднимая судно на заданный уровень. В шлюзе Сен-Ламбер этот подъем составляет от 4 до 6 метров, в зависимости от уровня воды в реке Святого Лаврентия на данный момент. Когда уровень воды в шлюзе поднял судно до соответствующего уровня, равного тому, который имеется в канале по носу судна, открываются ворота (батопорт) по носу судна — уровни воды одинаковы. Следует команда шлюзового мастера, на стенках шлюза отдают швартовы. На судне дают машине ход, и судно медленно выходит из шлюза на канал. Первый шлюз пройден, первый подъем судна выполнен. Теперь оно уже на ка­ нале Сивэя и на 6 метров выше уровня поверхности воды в Монреале и соответ­ ственно уже на 12 метров выше уровня океана. Такова вкратце система плавания по Сивэю и технология подъема и опускания судов в шлюзах. А мы, покинув шлюз Сен-Ламбер, идем по каналу к следующему шлюзу Сен- Катрин. В связи с его занятостью ошвартовались к свободной специальной стенке для ожидания. Есть и такое промежуточное мероприятие — ожидание освобожде­ ния шлюза. В период навигации по системе Сивэй идут во встречных потоках мно­ жество судов с различными грузами. Как правило, вверх на озера в порты Торон­ то, Гамильтон, Детройт, Чикаго, Дулут и другие поступают огромные массы гру­ зов, в основном генеральных, из разных стран. А из центральных районов Канады и США в обратном направлении тоже сле­ дует большой грузовой поток, в котором преобладают такие грузы, как зерно, уголь, руды, стройматериалы — цемент, песок, а также сельскохозяйственные удобрения. Конечно, идут и генеральные грузы. Из таких промышленных городов, как Чика­ 230

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz