Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Картье и других, расположенных уже недалеко от устья залива Святого Лаврентия, практически около выхода в Атлантический океан. Современная мощная глубоководная система Сивэй позволяет большим оке­ анским судам заходить внутрь страны, как говорят американцы, в сердце Амери­ ки, на расстояние в 2340 морских миль, или почти 4400 километров, поднимаясь при этом на 185 метров над уровнем океана. Впервые канал Сивэй был построен в 1825 году. Это было скромное узкое со­ оружение с деревянными шлюзами для подъема-спуска судов. Но гениальная идея создания гигантской внутренней транспортной системы поистине овладела масса­ ми и стала реальной материальной силой. Спустя около 20 лет, в 1841—1845 годах канал, а точнее несколько отдельных его участков, реконструировали и значитель­ но расширили. И в таком обновленном виде он работал более 30 лет. В 1875—1887 годах канал был уже в третий раз капитально перестроен. Интенсивность движе­ ния транспортного потока по этой системе резко возрастала. По мере быстрого расширения хозяйственной деятельности на материке, особенно стремления завла­ деть богатейшими природными ресурсами западных территорий, все острее стано­ вилась проблема внутренних транспортных связей. В первой четверти XX века государственные власти Соединенных Штатов и Канады решили общими усилиями еще раз провести капитальную реконструкцию внутренней водной системы, используя благоприятнейшие природные условия, а именно гигантскую цепь Великих озер и соединявших их, но мало пригодных для плавания, узких, извилистых, порожистых рек. В 1913— 1932 годах вся система была реконструирована в четвертый раз. В этот период были построены все 8 шлюзов через перешеек Велланд между озерами Он­ тарио и Эри. Наибольшие размеры судов, пропускаемые по каналам Сивэя, состав­ ляют: длина — 233 метра, ширина — 24 метра, осадка — 9 метров. Кратко охарактеризуем навигационный путь от порта Монреаль до озера Он­ тарио. Кстати, Монреаль находится на расстоянии 868 миль от океана. Уровень воды в порту на 6 метров выше уровня моря. Далее протяженность морского пути от Монреаля до Онтарио составляет 188 миль, а разность уровней порта Монреаль и озера Онтарио уже 68, 8 метра (около 225 футов). Этот район морского пути раз­ деляется на пять участков, три из которых проходят по территории Канады, а ос­ тальные — по границе между Канадой и США. Первый, Лашинский, участок дли­ ною 30 миль позволяет обойти пороги на этом участке реки Святого Лаврентия и подняться на высоту 15,2 метра над уровнем порта Монреаль. Он включает в себя шлюзы Сен-Ламбер в Монреале, Сент-Катрин, расположенный в восьми с полови­ ной миль от Монреаля. Второй участок, Суланж, длиной 16 миль от озера Сен-Луи до озера Сент-Франсис включает в себя канал Боарнуа (верхний и нижний), распо­ ложенный ступенями, которые поднимают суда на уровень озера Сент-Франсис. Третий участок, включающий озеро Сент-Франсис длиною 29 миль, заканчивается у Корнуэла, штат Онтарио, где находится Главное управление морского пути Свя­ того Лаврентия. Здесь, собственно, кончается канадский участок морского пути. Далее путь идет по границе между Канадой и США. Четвертый участок именуется международным и включает верхнюю часть озе­ ра Сен-Франсис, штат Нью-Йорк. Этот район протяженностью 44 мили поднимает суда на 27, 4 метра с помощью американских шлюзов Снелл и Эйзенхауэр. Пятый участок протяженностью 68 миль от Огденсбурга до озера Онтарио со шлюзами Ирокуэй называется еще районом Тысячи Островов. 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz