Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Картье и других, расположенных уже недалеко от устья залива Святого Лаврентия, практически около выхода в Атлантический океан. Современная мощная глубоководная система Сивэй позволяет большим оке анским судам заходить внутрь страны, как говорят американцы, в сердце Амери ки, на расстояние в 2340 морских миль, или почти 4400 километров, поднимаясь при этом на 185 метров над уровнем океана. Впервые канал Сивэй был построен в 1825 году. Это было скромное узкое со оружение с деревянными шлюзами для подъема-спуска судов. Но гениальная идея создания гигантской внутренней транспортной системы поистине овладела масса ми и стала реальной материальной силой. Спустя около 20 лет, в 1841—1845 годах канал, а точнее несколько отдельных его участков, реконструировали и значитель но расширили. И в таком обновленном виде он работал более 30 лет. В 1875—1887 годах канал был уже в третий раз капитально перестроен. Интенсивность движе ния транспортного потока по этой системе резко возрастала. По мере быстрого расширения хозяйственной деятельности на материке, особенно стремления завла деть богатейшими природными ресурсами западных территорий, все острее стано вилась проблема внутренних транспортных связей. В первой четверти XX века государственные власти Соединенных Штатов и Канады решили общими усилиями еще раз провести капитальную реконструкцию внутренней водной системы, используя благоприятнейшие природные условия, а именно гигантскую цепь Великих озер и соединявших их, но мало пригодных для плавания, узких, извилистых, порожистых рек. В 1913— 1932 годах вся система была реконструирована в четвертый раз. В этот период были построены все 8 шлюзов через перешеек Велланд между озерами Он тарио и Эри. Наибольшие размеры судов, пропускаемые по каналам Сивэя, состав ляют: длина — 233 метра, ширина — 24 метра, осадка — 9 метров. Кратко охарактеризуем навигационный путь от порта Монреаль до озера Он тарио. Кстати, Монреаль находится на расстоянии 868 миль от океана. Уровень воды в порту на 6 метров выше уровня моря. Далее протяженность морского пути от Монреаля до Онтарио составляет 188 миль, а разность уровней порта Монреаль и озера Онтарио уже 68, 8 метра (около 225 футов). Этот район морского пути раз деляется на пять участков, три из которых проходят по территории Канады, а ос тальные — по границе между Канадой и США. Первый, Лашинский, участок дли ною 30 миль позволяет обойти пороги на этом участке реки Святого Лаврентия и подняться на высоту 15,2 метра над уровнем порта Монреаль. Он включает в себя шлюзы Сен-Ламбер в Монреале, Сент-Катрин, расположенный в восьми с полови ной миль от Монреаля. Второй участок, Суланж, длиной 16 миль от озера Сен-Луи до озера Сент-Франсис включает в себя канал Боарнуа (верхний и нижний), распо ложенный ступенями, которые поднимают суда на уровень озера Сент-Франсис. Третий участок, включающий озеро Сент-Франсис длиною 29 миль, заканчивается у Корнуэла, штат Онтарио, где находится Главное управление морского пути Свя того Лаврентия. Здесь, собственно, кончается канадский участок морского пути. Далее путь идет по границе между Канадой и США. Четвертый участок именуется международным и включает верхнюю часть озе ра Сен-Франсис, штат Нью-Йорк. Этот район протяженностью 44 мили поднимает суда на 27, 4 метра с помощью американских шлюзов Снелл и Эйзенхауэр. Пятый участок протяженностью 68 миль от Огденсбурга до озера Онтарио со шлюзами Ирокуэй называется еще районом Тысячи Островов. 229
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz