Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Кроме того, необходимо подготовить каюту для радиста (канадца), который будет находиться на судне при плавании на озерах. Проверить мусорные ящики на палубах судна — это очень важно. Если с приходом в порт санитарный инспектор заглянет в эти ящики и установит, что в них нет мусора, — крупный штраф немину­ ем: куда делся мусор? Ага, сбросили за борт, в реку — штраф! Несколько лет назад на одном из наших судов, пришедших в Квебек, был серь­ езный инцидент. С момента входа судна в канадские воды (проверено по судовому журналу) до порта Квебек шли трое суток. На судне везли 3 или 4 лошади (кажется, цирковые) — а где же, извините, навоз? Судно шло в Канаду первый раз. В правила плавания во внутренних водах Канады не заглянули! «Да вот мы...понимаете...то­ го». Скандал был довольно шумный, и штраф приличный. Капитан со старшим помощником в Канаде и дома объяснялись долго и трудно. 18 июня в начале суток подошли к лоцманской станции Эскумен. Далее вверх по реке Святого Лаврентия плавание морских судов обязательно с лоцманом. Уча­ стки реки между Эскуменом, Квебеком и Монреалем довольно продолжительные, поэтому зимой в ледовых условиях на судне обычно идут два лоцмана, сменяя один другого через четыре часа. Летом, как правило, один лоцман. Они, правда, меня­ ются по пути следования. Итак, приняли лоцмана, пошли далее к Квебеку. Рассто­ яние около 120 миль. Отсюда река постепенно сужается, и течение становится быс­ трее. На узких участках и около перекатов скорость судна падает с 14 до 8—9 уз­ лов. В низовьях реки берега покрыты в основном хвойными лесами и кажутся хмурыми, пустынными, неприветливыми. Канада вообще слабо заселенная страна, особенно в северной части. В полдень подошли к Квебеку, сменили лоцмана и пошли вверх по реке. Рассто­ яние от лоцманской станции Эскумен до Квебека 120 миль, а шли более 10 часов — сильное встречное течение. Провинция Квебек, или ее раннее название Новая Франция, район наиболее ранней европейской колонизации. Буквально через 30—40 лет после открытия Ко­ лумбом Американского материка французские мореплаватели, землепроходцы на­ чали энергично проникать во внутренние районы с берегов Святого Лаврентия. Район был уже тогда признан одним из богатейших в Северной Америке: рыба, пушной зверь, лес, затем природные ресурсы — руды, строительные материалы. На протяжении нескольких веков здесь неоднократно возникали военные кон­ фликты между Англией и Францией за владение территориями. Позиции Франции постепенно ослабевали. Теперь франко-канадцев насчитывается около 7 миллионов, чуть менее 30 процентов всего населения. В провинции Квебек до сих пор ведется борьба за отделение и предоставление ей реальной независимости от основной Канады. Причем упорство, с которым отстаивается право на самоопределение, вызывает определенное уважение к этому свободолюбивому и гордому народу. Мне приходилось многократно бывать в порту Квебек, и стремление добиться разделе­ ния страны я наблюдал неоднократно. Вспоминаются и курьезные случаи в этом плане. Как-то зимой 1968 года мы стояли в порту Альфред под погрузкой металла на Европу. А рядом с нами нахо­ дился небольшой старенький канадский ледокол. Его старший механик заходил к нам в гости, познакомился с нашим новым прекрасным судном, остался очень до­ волен и пригласил нас посетить их ледокол. Вечером вместе со старшим механиком отправились к канадцам. Их старший механик и другие командиры тоже встрети­ ли нас радушно, угощали пивом, кофе, разными деликатесами. Кстати, относительно алкогольных напитков (кроме пива) у них довольно суровые, даже жесткие огра­ ничения. Осматривая помещения ледокола, мы поднялись на мостик, где находил­ 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz