Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Кроме того, необходимо подготовить каюту для радиста (канадца), который будет находиться на судне при плавании на озерах. Проверить мусорные ящики на палубах судна — это очень важно. Если с приходом в порт санитарный инспектор заглянет в эти ящики и установит, что в них нет мусора, — крупный штраф немину ем: куда делся мусор? Ага, сбросили за борт, в реку — штраф! Несколько лет назад на одном из наших судов, пришедших в Квебек, был серь езный инцидент. С момента входа судна в канадские воды (проверено по судовому журналу) до порта Квебек шли трое суток. На судне везли 3 или 4 лошади (кажется, цирковые) — а где же, извините, навоз? Судно шло в Канаду первый раз. В правила плавания во внутренних водах Канады не заглянули! «Да вот мы...понимаете...то го». Скандал был довольно шумный, и штраф приличный. Капитан со старшим помощником в Канаде и дома объяснялись долго и трудно. 18 июня в начале суток подошли к лоцманской станции Эскумен. Далее вверх по реке Святого Лаврентия плавание морских судов обязательно с лоцманом. Уча стки реки между Эскуменом, Квебеком и Монреалем довольно продолжительные, поэтому зимой в ледовых условиях на судне обычно идут два лоцмана, сменяя один другого через четыре часа. Летом, как правило, один лоцман. Они, правда, меня ются по пути следования. Итак, приняли лоцмана, пошли далее к Квебеку. Рассто яние около 120 миль. Отсюда река постепенно сужается, и течение становится быс трее. На узких участках и около перекатов скорость судна падает с 14 до 8—9 уз лов. В низовьях реки берега покрыты в основном хвойными лесами и кажутся хмурыми, пустынными, неприветливыми. Канада вообще слабо заселенная страна, особенно в северной части. В полдень подошли к Квебеку, сменили лоцмана и пошли вверх по реке. Рассто яние от лоцманской станции Эскумен до Квебека 120 миль, а шли более 10 часов — сильное встречное течение. Провинция Квебек, или ее раннее название Новая Франция, район наиболее ранней европейской колонизации. Буквально через 30—40 лет после открытия Ко лумбом Американского материка французские мореплаватели, землепроходцы на чали энергично проникать во внутренние районы с берегов Святого Лаврентия. Район был уже тогда признан одним из богатейших в Северной Америке: рыба, пушной зверь, лес, затем природные ресурсы — руды, строительные материалы. На протяжении нескольких веков здесь неоднократно возникали военные кон фликты между Англией и Францией за владение территориями. Позиции Франции постепенно ослабевали. Теперь франко-канадцев насчитывается около 7 миллионов, чуть менее 30 процентов всего населения. В провинции Квебек до сих пор ведется борьба за отделение и предоставление ей реальной независимости от основной Канады. Причем упорство, с которым отстаивается право на самоопределение, вызывает определенное уважение к этому свободолюбивому и гордому народу. Мне приходилось многократно бывать в порту Квебек, и стремление добиться разделе ния страны я наблюдал неоднократно. Вспоминаются и курьезные случаи в этом плане. Как-то зимой 1968 года мы стояли в порту Альфред под погрузкой металла на Европу. А рядом с нами нахо дился небольшой старенький канадский ледокол. Его старший механик заходил к нам в гости, познакомился с нашим новым прекрасным судном, остался очень до волен и пригласил нас посетить их ледокол. Вечером вместе со старшим механиком отправились к канадцам. Их старший механик и другие командиры тоже встрети ли нас радушно, угощали пивом, кофе, разными деликатесами. Кстати, относительно алкогольных напитков (кроме пива) у них довольно суровые, даже жесткие огра ничения. Осматривая помещения ледокола, мы поднялись на мостик, где находил 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz